Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Парадоксы развитой экономики Узбекистана: страна цветет, народ нищает

Парадоксы развитой экономики Узбекистана: страна цветет, народ нищает

Галина Саидова, фото с веб-сайта Uzreport.Uz

На VI Ташкентском международном инвестиционно-финансовом форуме, состоявшемся с 24 по 28 апреля, министром экономики Галиной Саидовой были озвучены любопытные данные о завидном социально-экономическом развитии страны. Местные издания тут же поспешили отрапортовать о невиданных успехах страны с «великим будущим».

«Узбекистан входит в пятерку стран мира, которые за последние пять лет демонстрируют высокие темпы экономического роста. С 2005 года этот показатель не был ниже 7%. При этом ядро экономических реформ и устойчивых темпов роста экономики составляют высокие темпы роста промышленного производства», - с гордостью заявила Саидова.

Однако даже рядовому узбекскому дехканину давно уже понятно: он трудится в поте лица не для того, чтобы жить достойно, а вкалывает, чтобы выжить.

Грамотные специалисты, с которыми удалось побеседовать, утверждают, что липовые отчеты, подконтрольные статорганизации, и ангажированный центр-монополист по изучению общественного мнения «Ижтимоий фикр» подают отчеты исключительно для того, чтобы услаждать слух руководства страны и ввести в заблуждение иностранных инвесторов. При этом нищенское существование собственных граждан этих «экономистов» совершенно не волнует.

«Дутые» цифры статистики

По словам госпожи Саидовой, в узбекской экономике, точнее, в ее зазеркалье, сплошное изобилие: высокие темпы экономического роста сопровождаются макроэкономической стабильностью; инфляционный фон не превышает 7% - 8% в год (мало того, что инфляция контролируемая, – она, оказывается, еще и «стимулирует экономический рост и интересы производителей»).

В Узбекистане «внешняя задолженность колеблется в последние годы от 11% до 16%», что является «одной из самых низких внешних задолженностей среди стран мира». «Пример Узбекистана уникален тем, что внутренний долг республики сегодня равен 0%. То есть, бюджет развивается на абсолютно здоровой основе, что и является залогом хорошей денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики», - утверждает министр экономики.

Статистики главного экономиста страны подсчитали, что «к 2015 году доля отраслей, производящих конечную готовую продукцию в структуре промышленности, вырастет с 41% до 49%, а доля экспорта продукции в общем объеме промышленного производства – с 42,3% до 63%. Таким образом, все структурные преобразования в экономике связаны с высокотехнологичными производствами и с экспортоориентированностью узбекской экономики».

Успехи, как видим, фантастические.

Великое будущее уже на пороге, а мы и не заметили

«Слушая пафосные речи Саидовой и иже с нею, вспоминаются сообщения в СМИ о тех 80 узбекских олигархах, в чьих руках сконцентрирована 1/4 всего госбюджета страны – 12 миллиардов долларов, - рассказывает нам один из ташкентских экспертов-экономистов на условиях анонимности. – Видимо, процветающая экономика, о которой разговор, - как раз для них и с их участием. Вы только вдумайтесь в эти строки: «…все изменения, происходящие в экономике нашей страны, были бы невозможны без активной поддержки государства. В первую очередь это связано с созданием благоприятных налоговых стимулов и условий. Так, с 1993 года налоговая нагрузка была снижена в 2 раза, с 45 до 22% к ВВП». Так отчего же тогда воем воет отечественный предприниматель, выбирая подпольные лабиринты теневого сектора?! Уж не оттого ли, что в Узбекистане - самый обременительный на территории СНГ подоходный налог?»

Главный экономист уверена, что общепризнанная деловая среда улучшилась настолько, что, согласно результатам исследования Всемирного банка «Doing business-2013», Узбекистан входит в список самых лучших 10 стран, продемонстрировавших значительные улучшения в облегчении ведения бизнеса за 2012 год. (Так и хочется спросить: а как соотносятся эти «облегченные условия» с отъемом бизнеса и бегством из страны десятков чужестранных инвесторов?)

А вот еще цитаты из выступления, подчеркивающие уникальность и привлекательность узбекской экономики: «Согласно исследованию британской консалтинговой компании Maplecroft, Узбекистан стал единственной страной Центральной Азии, которая вошла в ТОП-20 самых перспективных государств мира для бизнеса в 2013 году.

Узбекистан занял 11-е место среди 26 наиболее быстро развивающихся государств мира - исследование банка HSBC «Мир в 2050 году».

Республика Узбекистан вошла в пятерку стран с наиболее быстрорастущей отраслью туризма за 2013 год – исследование Всемирного совета по туризму и путешествиям».

Цифры – что дышло…

Специалист обращает внимание на то, что оптимистичные цифры официальной статистики, озвучиваемые с высоких трибун, в частности, на форуме-ярмарке, в докладах первых лиц, рассчитаны на невзыскательную аудиторию, которая мало что понимает в узбекских реалиях. Тем более что казусов с цифрами у наших статистиков хоть отбавляй. Взять, хотя бы, факт нежданной «пропажи» в феврале с сайта узбекского Госкомстата целого доклада о состоянии экономики за прошлый год. А случился этот кошмар после того, как среди журналистов нашлись светлые головы, обратившие внимание на вопиющие расхождения между экономическими показателями в докладе и выступлением самого «папы» на заседании Кабмина. Кто и кому морочит голову – до сих пор непонятно…

Двумя годами ранее нам с телеэкранов беззастенчиво вешали лапшу, что средняя зарплата у нас не менее достойная, чем у соседей, – 500 у.е. Долгое время убеждали, что в стране почти нет проституции, «мало» больных с ВИЧ и практически отсутствует безработица (о том, что наши работают дворниками в России, «папа» узнал совершенно случайно – благо, есть телевизор).

Реальные доходы и расходы

Мощнейшим каналом вливаний в бюджет страны на протяжении уже ряда лет выступают деньги узбекских поденщиков. По информации целого ряда СМИ, со ссылкой на ЦБ РФ, только в прошлом году в Узбекистан трудовыми мигрантами было переведено $6,241 млрд., что сопоставимо с доходной частью бюджета страны (за 2012 год государственные доходы планировались на уровне 16.746,8 млрд. сумов – 6.024 миллиона долларов по среднегодовому курсу «черного рынка»). Это значит, что частные денежные переводы только из России на 217 млн. долларов превышают доходную часть узбекского бюджета.

Для рядовых граждан тезисы узбекских воротил экономики, включая занятные высказывания бессменного главы МВЭСИиТ Элера Ганиева об «удвоении за последние 12 лет масштабов экономики Узбекистана», ровным счетом ничего не значат. «Как можно верить в эту отчетную ересь, которая полностью оторвана от народной жизни, - возмущается грамотный торговец Шухрат с дехканского рынка Куйлюк. – Хотя для министров и их многочисленной родни наша страна, и правда, «вступила в фазу экономического роста» в 2000 году. А может, и раньше…»

Утверждения о растущих на 22-24% в год доходах населения, по мнению экспертов, не имеют под собой реальной почвы - инфляция в Узбекистане, как ни крути, в разы опережает рост производства и повышение зарплаты. Последнее – главный аргумент для несогласия с вердиктами статистиков со стороны массового большинства.

По данным независимого интернет-издания Uzmetronom, только за неполные 7 лет цены на продукты питания и предметы первой необходимости вздорожали многократно. В частности, стоимость 1 кг мяса в Ташкенте выросла в 5,5 раза; 1 кг сливочного масла – в 6 раз; картошки – в 4 раза; хлеба – в 3 раза. В 8 раз дороже стал 1 л молока; в 4-5 раз – моющие средства; в 3 раза увеличилась плата за транспорт. Соответственно выросли услуги коммунальных монополистов. И это – при средней зарплате, равной в долларовом эквиваленте $180 (против $125 в 2006 году).

«Я не экономист, сужу о жизни по размерам собственного кошелька, - рассказывает педагог одной из столичных музыкальных школ по имени Сабир. – Чтобы связать концы с концами, я, отец троих несовершеннолетних детей, вынужден крутиться, давая частные уроки и работая по совместительству. В месяц мы с женой зарабатываем в среднем около 1 млн. 200-300 тысяч – вроде неплохо по здешним меркам. Но мы из месяца в месяц «в минусе»!»

«Да какой нормальный человек в Узбекистане поверит в пустую болтовню начальников о мнимом благосостоянии, где что ни пункт – то изобилие, - в сердцах говорит самаркандский водитель Ахрор, таксующий в Ташкенте. – Я недавно приехал из России – цены на основные продукты питания у нас практически такие же, как там. А зарплаты?.. На базаре цены только за последние несколько месяцев выросли, как минимум, на 500-1000 сумов, неадекватны тарифы за коммунальные услуги, бензин, транспорт. О каком высшем образовании для детей можно вести речь, если годовая плата за контрактное обучение в вузе – в пределах 5-6 миллионов сумов?!»

Узбекский Госкомстат держит в глубочайшем секрете количество своих богатых граждан, как, впрочем, и бедных. В стране отсутствует понятия «прожиточного минимума» или «потребительской корзины», и подсчитать, сколько людей в стране живут за чертой бедности, невозможно.

Соб. инф.

Международное информационное агентство «Фергана»