Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Дедовщина в таджикской армии: Кто заплатит за искалеченного солдата

Дедовщина в таджикской армии: Кто заплатит за искалеченного солдата

Жизнь солдата воинской части №2620 Пограничных войск Государственного комитета национальной безопасности Республики Таджикистан, 22–летнего Шахбола Мирзоева в течение нескольких дней висела на волоске. Здоровье его все ухудшалось из-за обострения пневмонии, и 28 мая Шахбола подключили к аппарату искусственной вентиляции легких (ИВЛ). За состоянием молодого человека следили лучшие врачи Согдийской области Таджикистана.

В настоящее время, по словам Фарруха Бойматова, главного врача областной больницы Худжанда, в состоянии здоровья Шахбола есть относительное продвижение. Он стал дышать самостоятельно и был отключен от ИВЛ.

- Мы делаем все возможное и невозможное, чтобы вернуть здоровье Шахболу, - говорит Фаррух Бойматов. – Ведь он только что начинает жить. Всем жалко смотреть на него. Это своеобразный экзамен для нас, медиков, - спасти жизнь молодого, но тяжелобольного, искалеченного человека. Люди со всех концов Таджикистана звонят, интересуются здоровьем Шахбола, изъявляют желание помочь. Но мы говорим им: «Мы сделаем все возможное, у нас есть все лекарства».

Напомним, что 18 мая этого года Шахбол Мирзоев был помещен в реанимацию Согдийской областной больницы – сразу же после прибытия из Москвы, где ему 5 мая сделали сложнейшую операцию. Пятичасовая операция на шее и позвоночнике была сделана российскими врачами в Центральном военном госпитале имени Вишневского, в городе Красногорск Московской области.

21 мая был проведен консилиум, в котором приняли участие начальник Управления здравоохранения Согдийской области С.Собиров, главный хирург Б.Урунов, заместитель главного врача по хирургии Б.Набиев, доктор медицинских наук, профессор М.Каххаров, доцент Е.Рахимова, кандидат медицинских наук, заведующий реанимационным отделением А.Ваххобов, заведующий отделом пульмонологии У.Хусейнов и травматолог С.Нуриддинов.

В результате больному Шахболу Мирзоеву был поставлен диагноз: «Травматическая болезнь позвоночника и спинного мозга в полуостром периоде. Компрессионный осколочный нестабильный осложненный перелом тела С5 позвоночника и поперечного дуга с давлением спинного мозга с выраженным гемипарезом верхней конечности, и параличом нижней конечности с нарушением функции тазобедренных суставов с перекрытием мочевыводящих путей». У больного было определено осложнение: «Нейротрофический синдром. Трофические язвы области крестца. Вторичная гипостатическая пневмония с нарушением дыхания второй степени с острой неврогенной язвой желудка с кровотечением».

Добровольно пошел служить

Шахбол Мирзоев летом 2013 года успешно окончил юридический факультет Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. В октябре 2013 года добровольно пошел служить в ряды Вооруженных Сил Таджикистана. Его направили в воинскую часть №2620 Пограничных войск КНБ Таджикистана.

Как рассказал Нуъмон Мирзоев, отец Шахбола, 6 марта 2014 года его сын обратился в медсанчасть с жалобой на зубную боль. Когда Шахбол проходил мимо группы старших по званию военнослужащих и медперсонала, фельдшер Усмон Гайратов начал его оскорблять и унижать. Шахбол не стал реагировать и попытался быстро пройти мимо старослужащих, однако фельдшер схватил его и с силой перебросил через себя на землю. После удара Шахбол перестал чувствовать тело.

Фельдшер, да и другие очевидцы решили, что Шахбол их обманывает, и начали резать его ступни лезвием, втыкать иглы в различные части тела, поливать его спину кипятком, а когда поняли, что Шахбол и в самом деле ничего не чувствует, оставили его в медсанчасти.

Все это время Шахбол Мирзоев просил санитаров и солдат отвезти его в больницу. Но его только на следующий день доставили в медучреждение на легковой машине, заодно предупредив, чтобы солдат никому не рассказывал о случившем инциденте.

Врачи Национального медицинского центра «Карияи Боло» диагностировали перелом пятого позвоночного диска, повреждение нескольких органов и потерю чувствительности в ногах и руках.

Врачи рекомендовали безотлагательно провести операцию на позвоночнике. Однако в Таджикистане такие сложные операции до сих пор не делают. Томографию Шахбола отправили в Германию и Иран, немцы согласились провести операцию за 64 тысячи евро. Начальник Главного управления Пограничных войск ГКНБ Республики Таджикистан, генерал-лейтенант Раджабали Рахмонали навестил Шахбола в больнице и пообещал, что все расходы возьмет на себя государство. Родители Шахбола решили, что операцию сделают в иранской клинике «Ибни Сино», расположенной в Душанбе. Иранские врачи говорили, что оперируют дешевле, но с условием предоплаты. Однако обещанная сумма (56 тысяч сомони, чуть больше $11 тысяч) в медицинский Центр так и не была переведена Главным управлением пограничных войск.

В те дни, когда решался вопрос об операции Шахбола, Нарзулло Рафиков, замначальника штаба Центрального госпиталя погранвойск КНБ РТ, в интервью «Asia Plus» заявил, что Шахбол Мирзоев не нуждается в операции, в связи с чем нет и необходимости в переводе денег…

Отец Шахбола Мирзоева был вынужден продать свой дом в Аштском районе Северного Таджикистана. 28 апреля солдат был доставлен в Россию и госпитализирован в военный госпиталь имени Вишневского в Красногорске. 5 мая 2014 года ему была сделана сложнейшая операция, которая прошла успешно. Врачи военного госпиталя рекомендовали ему пройти реабилитацию в Удмуртии, однако родители решили продолжить лечение в Таджикистане.

Прошло уже три месяца, как пограничника Шахбола Мирзоева покалечили, и он борется за жизнь. Пока он находился в военном госпитале в Подмосковье, к нему один раз пришел бывший посол Таджикистана в России Абдумаджид Достиев.

За прошедшие 90 дней никто из родственников фельдшера Усмана Гайратова и его сообщников ни разу не навестил прикованного к постели молодого парня. Напомним, что Усмон Гайратов - сын сотрудника канцелярии Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан Махмадшарифа Гайратова.

Суд идет, все ждут приговора

Суд военного гарнизона города Душанбе 2 июня 2014 года начал рассмотрение дела в отношении военнослужащего воинской части №2620 Погранвойск Таджикистана Усмона Гайратова, покалечившего своего сослуживца Шахбола Мирзоева. Усмон Гайратов обвиняется статье 373 УК Таджикистана («Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчинённости») и ст.127 («Оставление в опасности»). Также возбуждено уголовное дело против старшего фельдшера воинской части Гулрухсор Шириновой по ст.392 УК («Неисполнение служебных обязанностей»). Права солдата Шахбола Мирзоева защищает адвокат Коллегии адвокатов Душанбе «Сипар» Абдурахмон Шарифов. Его наняла правозащитная общественная организация «Офис гражданских свобод», которая занимается защитой прав военнослужащих.

Сейчас вся страна ждет завершения судебного процесса. По мнению большинства аналитиков, приговор должен стать наглядным уроком для тех военных, кто, дослужившись до «дедов» и будучи детьми высокопоставленных чиновников, пытают новобранцев и законопослушных военнослужащих.

29 мая этого года в городе Алма-Ате (Казахстан), после празднования 20-летия со дня образования Пограничных войск в Таджикистане, правозащитники Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана подписали открытое письмо в адрес командующего Пограничными войсками ГКНБ РТ, генерал-лейтенанта Раджабали Рахмонали. В письме они призвали высокопоставленного военного чиновника прекратить неуставные отношения среди военнослужащих, проходящих срочную службу.

Правозащитники в своем письме с особой тревогой отмечали, что «за последние несколько месяцев участились случаи дедовщины, применения пыток и жестокого обращения в отношении военнослужащих Пограничных войск. Нам стало известно о четырех подобных случаях, имевших место с начала 2014 года. В трех из них жертвы погибли. Эти трагические инциденты вызывают глубокую обеспокоенность о судьбах новобранцев».

«Инцидент с Шахболом Мирзоевым и другие известные случаи являются лишь «верхушкой айсберга», так как большинство солдат предпочитают не жаловаться на дедовщину, - говорится в открытом письме. - Основываясь на мониторинге, проведенном Ассоциацией Молодых Юристов «Ампаро» в 2011 году, мы считаем, что дедовщина является системной проблемой в Вооруженных силах Таджикистана. Старослужащие оправдывают это необходимостью воспитать в новобранцах дисциплину. Они регулярно используют новобранцев в качестве личных ассистентов, принуждают их проходить ритуал посвящения в солдаты, избивают, лишают их еды и одежды».

Военный эксперт – о законных компенсациях

На сегодняшний день семья Мирзоевых потратила на лечение Шахбола более одного миллиона российских рублей. Кто должен компенсировать эти расходы? Как сложится судьба Шахбола Мирзоева после выздоровления?

По словам бывшего офицера, полковника запаса Музаффара Бободжонова, Шахбол Мирзоев до сих пор является военнослужащим. Он еще не прошел военно-врачебную комиссию, которая принимает решение о досрочной демобилизации военнослужащего в связи с болезнью и непригодностью к воинской службе. Все расходы, связанные с его лечением, должно нести Управление пограничных войск ГКНБ РТ. Согласно статье 15 ч.2 Закона РТ «О статусе военнослужащих», военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами и другим медицинским имуществом по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них, либо специального медицинского оборудования, а также неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной системы здравоохранения. Расходы по оказанию медицинской помощи военнослужащим возмещаются Министерством обороны Республики Таджикистан (министерством и ведомством, в котором законом предусмотрена военная служба).

Согласно статье 16 ч.4 данного Закона, при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие заболевания, полученного в ходе прохождения военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере четырех окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. В настоящее время один оклад составляет 240 сомони ($48). Плюс к этому предусматривается страховая сумма в размере четырех тысяч сомони ($800). В целом, все эти пособия и страховые выплаты составляют около пяти тысяч сомони (примерно $1000). Потом солдату могут назначить пенсию в размере 200 сомони ($40).

- Помимо законодательных обоснований, есть еще и моральная сторона вопроса, - говорит Музаффар Бободжонов. - Суд, который начался, должен принять справедливое решение и обязать виновных выплатить все расходы, связанных с лечением Шахбола Мирзоева. Я надеюсь на это, иначе это будет еще один минус и нашей судебной системе, и нашей армии.

Дедовщина в таджикской армии

Эксперты и правозащитники считают, что «дедовщина» и неуставные отношения в таджикской армии носят систематический характер. Есть немало примеров, когда солдаты после избиений и пыток со стороны «дедов» (отслуживших более года солдат) превращаются в инвалидов, пожизненно прикованных к постели.


Дилрабо Самадова. Фото © «Фергана»

По словам руководителя ОО «Офис гражданских свобод» Дилрабо Самадовой, случаи жестокого обращения в воинских частях можно разделить на три категории. Первая – дедовщина, когда старослужащие издеваются над новобранцами. Вторая категория - ритуальные издевательства. Третья – избиения и насилие со стороны офицерского и командного состава.

- Нами было выявлено шесть видов наказаний, которые практикуются во всех воинских частях, независимо от их структурной подчиненности, то есть в войсках Министерства обороны, Министерства юстиции, Пограничных войсках ГКНБ, Комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне, - говорит молодая правозащитница. - Один из самых распространённых ритуалов, применяемых в отношении молодых солдат, называется «гул шукуфт» («расцвел цветок»), когда новобранец собирает пальцы в горсть, в форме бутона, и «старики» бьют по ним ремнем. Избиваемый при этом испытывает сильную боль. Кроме того, если солдат, допустим, призван из города Худжанда, он должен при этом говорить: «Гули Худжанд шукуфт» («расцвел цветок Худжанда»). Другими видами ритуальных издевательств являются «Хоп», «Поезд», «Шакаш», «Звание генерала» и др. Жестокое обращение в отношении солдат поддерживается офицерами, якобы это обеспечивает «порядок» и «дисциплину». Пытки новобранцев со стороны «дедов» происходит почти ежедневно в течение первых шести месяцев службы. Однако за это солдаты-«деды», как и офицеры, редко привлекаются к уголовной ответственности.

* * *

Когда статья готовилась к печати, стало известно, что командующий Пограничными войсками ГКНБ, генерал-лейтенант Раджабали Рахмонали пообещал возместить расходы на лечение Шахбола Мирзоева в Таджикистане. Кто же заплатит за лечение в Москве и за дорогу, пока неизвестно.

Тилав Расул-заде

Международное информационное агентство «Фергана»