Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Василий Перовский – граф, оставшийся в истории

24.05.2015 18:51 msk, Алексей Гончаров, Игорь Савин

Центральная азия Казахстан История Россия Узбекистан
Василий Перовский – граф, оставшийся в истории

На фото слева - портрет Василия Перовского кисти художника Карла Брюллова

В 2015 году в Центре изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения Российской академии наук пройдет круглый стол, посвященный 220-летию со дня рождения Василия Перовского, военного, администратора, востоковеда. О некоторых фрагментах биографии Василия Перовского рассказывают в своей статье обозреватель «Ферганы» Алексей Гончаров и заведующий сектором Центральной Азии этого центра, кандидат исторических наук Игорь Савин.

* * *

Людская память избирательна, но каким-то странным и неведомым манером. Ряды исторических персонажей, внесших огромный вклад в историю своих государств, четко поделены на две большие категории по частоте упоминаний – «везучие» и те, кому суждено пребывать до поры до времени в неизвестности. Впрочем, им самим нет никакого дела до тех, кто когда-то гордился великими соотечественниками, удостоенными монаршей милости, всенародного почтения и внимания великих художников-современников, а затем объявлял реакционерами, прислужниками царизма, колонизаторами, знавшими лишь «науку» карать и угнетать! К счастью, страна «кухаркиных детей» уходит все дальше в прошлое, и забытые герои своего времени постепенно занимают законное место в истории – ученые возвращают нам их имена, шаг за шагом восстанавливая «карту памяти».

Граф Василий Алексеевич Перовский – человек удивительной судьбы. Начальник Оренбургского края, заслуги которого высоко ценил император Николай I, имеющий реноме грубого реакционера, Перовский подавлял восстания башкир. А башкиры… посвятили ему военный танец «Форт Перовский». Перовский жестоко «усмирял» и казахов. Но крупнейший казахский композитор позапрошлого века Курмангазы, слывший бунтарем и не раз сидевший в тюрьме, посвятил ему кюй (традиционная казахская и киргизская инструментальная пьеса – ред.) «Марш Перовского». Молодой офицер Василий Перовский, участник Бородинского сражения, попал в плен, был освобожден после вступления русских войск в Париж, после чего был зачислен в личную императорскую лейб-гвардию, вначале в Егерском, а затем в Измайловском полку. Известен он также как организатор традиций востоковедения в Оренбурге и руководитель печально известного хивинского похода 1839 года. История донесла до нас еще один необыкновенный факт - в 70-х годах XIX века Лев Толстой планировал написать о Василии Перовском целый роман.

Происхождение. Бастард

С портрета кисти великого Карла Брюллова, написанного в 1837 году, на нас смотрит красавец генерал от кавалерии, могучий довольно молодой мужчина с буйной шевелюрой. Во всем его облике угадывается характер человека сильного, умного. Но исторические записи донесли до нас свидетельства о достаточно низком по тем временам происхождении будущего генерал-адъютанта. Вряд ли кто-то другой, кроме человека выдающихся качеств, добился бы столь высоких званий и графского титула.


В.Перовский в молодости, в Крыму

Василий Алексеевич Перовский родился 9 февраля 1795 года в местечке Почеп на Брянщине. Отец, Алексей Кириллович Разумовский, - один из высших сановников Империи, камергер, тайный советник, сенатор, министр просвещения. Мать же - мещанка Мария Михайловна Соболевская. Бастард – так, на английский манер, называли детей, родившихся от незаконной связи представителей высшего сословия и простолюдинов. Впрочем, граф Разумовский всех своих внебрачных детей, а их было десять, называл весьма деликатно «воспитанниками».

Василий хоть и имел дворянское достоинство, но не унаследовал титулов отца. Окончил курс в Московском университете. Участвовал в Бородинском сражении, где лишился пальца на руке. А потом еще и попал в плен к французам. В плену он пробыл до вступления русских войск в Париж в 1814 году. К счастью, в Российской Империи это не считалось позором, и сразу после освобождения Василий Перовский попадает в лейб-гвардию, элитные полки армии, основная задача которых состояла в охране императорской семьи и двора.

Во время восстания декабристов на Сенатской площади Перовский в свите императора Николая 1. Новое ранение. На этот раз… поленом в спину. Хотя за некоторое время до описываемых событий граф Василий Алексеевич состоял членом одной из тайных организаций, «Союза Благоденствия», целью которых было установление конституционного строя, создание республики.

В 1828 году Перовский отличился во время русско-турецкой кампании, брал Анапу, под Варной был тяжело ранен, был награжден двумя орденами – Святого Георгия 4-й степени и Анны 1-й степени, возведен в чин генерал-майора с официальным зачислением в свиту императора.

Оренбург. Военный губернатор

В 1833 году Перовский назначен Оренбургским военным губернатором и одновременно командиром Отдельного оренбургского корпуса. Здесь надо заметить, что, хотя Младший жуз казахов уже более ста лет формально находился в подданстве Российской Империи, имперское административное устройство тут только начало приживаться. Жившие к северу от Оренбурга башкиры тоже были далеко не мирными подданными. Еще была жива в памяти жителей осада города мятежниками Пугачева. Под властью нового губернатора оказался далеко не мирный и обустроенный край.


Караван-сарай, построенный В.Перовским в Оренбурге

Уже через два года по назначении Перовского вспыхнуло очередное башкирское восстание. Среди башкир ходили слухи о том, что их «чиновники через обман государь Императора продали их какому-то сенатору Медведеву, что новые хлебные магазины будут домами сенатора Медведева или конторами какого-то нового управления». На самом же деле, причина состояла в том, что на башкирских землях тогда вводилась новая, кантонная (кантон – территориально-административная единица), система управления, что означало значительное усиление административного надзора над населением, и это конечно же башкирам не понравилось.

Для губернских властей волнения явились полной неожиданностью. Поначалу еще сохранялась надежда, что все это может завершиться так же быстро, как и началось, ведь никаких масштабных военных действий не велось. Повстанцы, правда, вооружились, избивали чиновников и кантонных начальников, но Перовский нашел выход из ситуации. Во-первых, он собрал из местных войск карательные отряды, куда сумел привлечь волонтеров из тех же башкир. А затем обратился к мусульманскому духовенству, потребовав фетвы (решение духовных лидеров в исламе – ред.), объявлявшей восстание богопротивным. Волнения прекратились, дело обошлось без больших жертв.

Император прислал Перовскому благодарственное письмо: «Я с особенным удовольствием вижу, что Вы оправдали все ожидания мои... Одобряя вполне все распоряжения Ваши к водворению строгой дисциплины и порядка в башкирских кантонах, я вменяю себе в приятный долг изъявить Вам за сие усердия мою собственную признательность».

В это время Оренбург становится важным научным центром. Здесь начинают свою деятельность знаменитые путешественники-востоковеды И.Ф. Бларамберг, И.В. Виткевич и другие. Отсюда в Азию направляются дипломатические миссии. И вместе с тем именно Перовскому принадлежит концепция проведения в казахских степях активной наступательной политики. В 1835 году в степи заложена новая линия укреплений - территория, которой управлял Перовский, была пограничной, а потому приходилось решать вопросы и с внешними врагами.

Поход. Неудача

Главной внешней проблемой края были набеги. Совершали их, в том числе, и формально подвластные императору казахи и хивинцы, причем именно Хива стала местом продажи в рабство захваченных в набегах пленных. Насколько велик был размах нападений говорит тот факт, что из имперской казны на выкуп у хивинцев пленных ежегодно выделялось 3000 рублей золотом. Очень большая по тем временам сумма.

Решить проблему дипломатическим путем не удавалось. Задержка в Оренбурге хивинских торговых караванов наносила экономический вред обеим сторонам. И Перовский решил, что единственно верным решением вопроса станет военное.

Поход он начал готовить на свой страх и риск, без поддержки Петербурга, где не желали нести дополнительных расходов. Наконец и в столице согласились с планом Перовского, но выдвинули требование маскировать военное предприятие под научную экспедицию.

Предприятие предполагалось завершить за полгода. Кроме трех с половиной батальонов пехоты, «экспедиции» было придано солидное артиллерийское обеспечение. Отряд располагал и разборными судами, а все необходимое должны были перевозить 12000 верблюдов. Чтобы заручиться поддержкой казахских родов, по землям которых должен был двигаться отряд, их старшинам раздавались подарки.

Отряд выдвинулся из Оренбурга на юг во второй половине осени 1839 года. Вскоре, когда войска были уже в трехстах километрах от города, ударили тридцатиградусные морозы. Люди начали болеть. Вскоре начались и стычки с хивинцами. К середине января 1840 года полегла половина верблюдов. Начинался голод, и, поняв безнадежность ситуации, Перовский приказал отступать. Только в апреле отряд, а точнее его остатки добрались до Оренбурга. Более тысячи человек остались похороненными в пути.

Неудача была настолько серьезной, что Перовский решил самолично ехать в Петербург для доклада императору… успев перед отъездом открыть несколько школ и учредить городскую библиотеку.

На удивление, император Николай I счел поход относительно успешным, поскольку хивинского хана удалось напугать и тот разом вернул 500 русских пленных.


Неудачный хивинский поход

Столица. Межвременье

В 1842 году в возрасте 47 лет Василий Алексеевич покинул службу по собственному желанию, и почти два года лечился в Италии от последствий ранения, полученного в русско-турецкую войну. Но от дел столь опытному военному и управленцу отойти не дали. Перовский сохранил членство в Азиатском комитете, через год получил звание генерала от кавалерии, в 1846 году стал членом Государственного совета, высшего совещательного органа империи, а еще через год - членом Адмиралтейств-Совета.

Именно ему в 1849 году поручили возглавить суд по делу «петрашевцев», и можно сказать, что граф Перовский внес свой вклад и дело литературной славы Отечества, ведь одним из подсудимых был никто иной, как Федор Михайлович Достоевский, «отставной инженер-поручик, литератор, 27 лет». Как известно, мягкость приговора была «компенсирована» жестокостью морального наказания – инсценировкой казни, когда, по словам гениального русского писателя, приговоренным пришлось пережить «десять ужасных, безмерно-страшных минут ожидания смерти»…

Перовский откровенно скучал в столице, быстро старел, хотя силы был неимоверной и иной раз на спор гнул подковы. И всей душой стремился в Оренбург.

Его мечта сбылась в 1851 году.

Оренбург. Второе губернаторство

«Весною 1851 года Оренбург был извещен о скором приезде нового генерал-губернатора. Губернатор-то новый, да имя у него старое — Перовский! Местные власти готовили ему торжественный въезд в степную столицу. На дорогах расставили «махальщиков», чтобы не прохлопать приближения кареты Перовского. Наконец из степи прискакали гонцы: «Едет… пылища валит!» К заставе подкатила карета с зеркальными окнами и гербами. Осанистые старики казаки в длиннополых кафтанах, опоясанных голубыми кушаками, вышли с хлебом-солью. Вице-губернатор Ханыков приоткрыл дверцу кареты, а там, внутри ее, под зудение мух, безмятежно дрыхнул… лакей» - так писал о возвращении Перовского в Оренбург его младший современник, военный историк Василий Потто.

За время отсутствия Перовского в крае многое изменилось. Прежде всего он стал меньше. В свое время общая площадь Оренбургского края равнялась примерно территории Франции, но в 1850 году часть его земель была передана в Самарскую губернию, и военный губернатор края стал именоваться Оренбургским и Самарским генерал-губернатором.

Население края по-прежнему было разноплеменным, в него входили земли уральских казаков, казахов Младшего жуза, башкир и других. Оставалась неразрешенной и внешнеполитическая задача - обороны подвластных Империи казахских кочевий и приграничных русских селений от хивинских набегов.

Немолодой губернатор развернул кипучую деятельность. По указанию губернатора создавались заповедники, проводились массовые посадки деревьев, открылось училище лесоводства и земледелия, строились укрепления и было исследовано Аральское море. Его младший современник Ф.Лобысевич, в опубликованной вскоре после смерти Перовского статье «Главные начальники Оренбургского края», оценивает его второе губернаторство следующим образом: «Василий Алексеевич, пользуясь особенным доверием государя, был во второй период своего управления краем чрезвычайно смел, предприимчив и в высшей степени самостоятелен. Край обязан ему полезными реформами и развитием благосостояния».

Высоко оценивает деятельность Перовского по внутреннему обустройству края кандидат исторических наук из Уфы Азамат Акьюлов: «В своей политике по отношению к башкирам Василий Алексеевич значительное внимание уделял регулированию земельных отношений. Он запретил отвод в частное владение земель, которыми башкиры пользовались для зимовки. Следует отметить то, что Перовский был противником резких мероприятий, направленных на внедрение среди башкир земледелия. По мнению генерала, все это должно было происходить постепенно, в результате подготовительных мероприятий и разъяснений для населения».

И именно в этот период Перовский решает, что Империя должна на своих южных границах переходить к активным наступательным действиям.

Поход. Победа

К старому врагу, Хиве, прибавился новый - Кокандское ханство, стремительно расширявшее свои владения на севере за счет казахских земель. При этом кокандцы, в отличие от хивинцев, не только делали набеги, но и строили крепости на захваченных землях, стремясь навсегда утвердиться в Южном Казахстане и Приаралье.

Весной 1853 года Перовский, собрав отряд в 2170 человек, усиленный двенадцатью орудиями, выступил из Оренбурга. Целью его была кокандская крепость Ак-Мечеть на Сырдарье. В начале июня отряд прибыл в Аральское укрепление (ныне город Аральск), а на пути дальнейшего движения на юг были заложены три укрепления, которые так и были названы «Форт №l», «Форт №2» и «Форт №3».

В начале июля того же года началась осада Ак-Мечети. На предложение сдаться кокандцы ответили отказом, открыв огонь по парламентерам.

Пока шла осада, войска Перовского заняли лежащую выше по течению реки крепость Джулек, прервав сообщение Ак-Мечети с Кокандом. Именно тогда на Сырдарье появились первые пароходы, привезенные сюда в разобранном виде.

28 июля, после подрыва части стены, начался штурм, который длился всего 20 минут, но лишь с третьей попытки русские войска заняли Ак-Мечеть. Современники как совершенно небывалый факт отмечали, что за все время осады ни один человек не умер от болезней. «Перовский приложил все свои заботы к тому, чтобы обеспечить здоровье людей; - отмечал в своей книге о Перовском писатель Леонид Тагеев (псевдоним Рустам-бек) - он сам постоянно осматривал пищу, сам руководил работами, не позволяя людям переутомляться. Под неприятельскими пулями и оружейным огнем В.А. объезжал батареи, ободряя солдат и внушая им отвагу и храбрость».


Встреча с казахами во время второго похода

На месте крепости было заложено новое укрепление, названное «Форт Перовский». Это имя форт, а впоследствии и город носил до 1922 года, когда был переименован в Кызылорду, ставшую вначале первой столицей Казахской ССР, а ныне имеющую статус областного центра.

До конца 1853 года кокандцы не оставляли попыток отбить Ак-Мечеть, но безуспешно.


Постройки в укреплении Перовском. Фото из «Туркестанского альбома»

Последние свершения. Отставка

В том же 1853 году Перовским были заказаны два парохода для Сырдарьи, стоившие правительству 50000 рублей, была основана Аральская флотилия, произведены промеры Аральского моря и исследованы его берега.

Организованная им новая Сырдарьинская военная линия изолировала казахских подданных империи от Хивы и Коканда, но сыграла двоякую роль в их жизни. С одной стороны, она стала защитой от набегов, а с другой сделала невозможной перекочевки в пределы среднеазиатских ханств. Она же стала плацдармом дальнейшего наступления Империи на юг, для службы на ней был сформирован специальный усиленный батальон в тысячу бойцов. Перовский лично объезжал новую линию, причем о приезде губернатора заранее никто не знал…

Смерть Николая 1 тяжело отразилась на Перовском, он потерял близкого друга. Несмотря на то, что император Александр II сразу после восшествия на престол отправил Перовскому письмо с благодарностью «за долговременную, верную и усердную службу», в 1855 году Перовский получил титул графа, а в день коронации был награждён бриллиантовыми знаками ордена Святого Андрея Первозванного, губернатор Оренбурга подал прошение об отставке.

Прошение было удовлетворено в начале апреля 1857 года, а уже в начале декабря того же года Василий Алексеевич Перовский умер в Крыму в возрасте шестидесяти двух лет.


Василий Перовский в старости

Память. Возвращение

В 1878 году одна из улиц в Оренбурге была названа в честь Василия Алексеевича Перовского, но после переворота 1917 года название исчезло.

Курмангазы, крупнейший казахский композитор, достаточно негативно относившийся к российским властям и сидевший за это тюрьме, посвятил ему кюй «Перовский марш». С чем это связано? Прямого ответа на этот вопрос найти не удалось, хотя намек есть у крупного казахского писателя Ильяса Есенберлина в его знаменитой трилогии «Кочевники», где он изобразил Курмангазы и Перовского друзьями. Известно, что в годы восстания Кенесары Касымова Перовский, в отличие от своего коллеги сибирского генерал-губернатора, был сторонником решения проблемы дипломатическими мерами.

В этом же ряду и башкирский танец «Форт Перовский». В «Энциклопедии Башкирии» о нем сказано следующее: «Старинный баш. охотничье-воинский муж. танец «Форт Перовский» сложен на музыку «Марш Перовского» башкирских воинов, участников походов В.А.Перовского в Среднюю Азию и казахские степи. Название «П.» закрепилось за танцем в XIX в., когда он стал исполняться на мелодию «Перовский», по одной из версий сочиненной Юсуфом Карамышевым (Йософ-майор), участником воен. походов в Ср. Азию и казах. степи под командованием ген. В.А.Перовского».

Тут все просто - именно башкирские воины составляли охрану Перовского во время военных походов и хорошо проявили себя при штурме Ак-Мечети.

В 2006 году оренбургский городской детский парк им. С.М.Кирова был переименован в честь В.А. Перовского. И установлен бюст генерала Перовского, губернатора Оренбурга.

Уже цитированный нами кандидат исторических наук Азамат Акьюлов отмечает: «Василий Алексеевич Перовский к своей деятельности в крае относился неформально, старался вникнуть в суть проблем, пытался создать условия для стабильного развития края, его благоустройства, учитывал интересы основных категорий населения - башкир, казачества, других военно-служилых людей, городских сословий и т.д. Значительно больше, чем его предшественники, он уделял внимание и решению проблем башкирского населения региона. При этом он стремился учитывать насущные потребности башкирского народа. Не случайно был для них одним из авторитетных представителей высшей государственной власти в крае, который оставил о себе добрую память».


Бюст В.Перовского в Оренбурге. Наши дни

Алексей Гончаров, Игорь Савин

Международное информационное агентство «Фергана»