Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Россия - Кыргызстан: Нет электричества - нет телеканалов с «особым статусом»

Россия - Кыргызстан: Нет электричества - нет телеканалов с «особым статусом»

Вхождение Кыргызстана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) стало вызовом для киргизского общества и испытанием для властей этой страны. Прямой выгоды от союза пока никому нет. А если Москва вдруг еще отказывается платить за дружбу инвестициями в развитие экономики Киргизии, то Бишкеку самое время показать свою независимость, хотя бы информационную.

А был ли проект?

В первых числах января 2016 года правительство Кыргызстана опубликовало на своем официальном веб-сайте проект соглашения между Бишкеком и Москвой о сотрудничестве в области массовых коммуникаций. Тогда же, согласно законодательству Кыргызстана, было объявлено общественное обсуждение документа, был опубликован и проект правительственного постановления о согласии с данным соглашением.

Соглашение подразумевает осуществление более тесного сотрудничества СМИ России и Кыргызстана, в частности, возможность «гражданам государства одной Стороны, в том числе имеющим гражданство государства другой Стороны, выступать в качестве учредителя средства массовой информации на территории государства другой Стороны». Каждая из Сторон создает благоприятные условия для деятельности на территории ее государства редакций средств массовой информации на языках народов государства другой Стороны, в том числе представляющих их национально-культурные организации и объединения.

Центральное место в Соглашении - статья 6. Вот что в ней говорится: «Стороны создают дополнительные условия для развития деятельности эфирных телеканалов «Первый канал. Всемирная сеть» и «РТР-Планета» на территории Кыргызской Республики в рамках особого статуса. К деятельности указанных телеканалов на территории Кыргызской Республики не применяются установленные законодательством Кыргызской Республики ограничения в отношении иностранных средств массовой информации, а также ограничения в области русского языка и использования российского контента. При этом коммерческая деятельность на данных телеканалах осуществляется при условии привлечения кыргызских партнеров, в том числе путем создания совместных предприятий».

Полный текст проекта Соглашения, выдержки из которого приводятся ниже, доступен на нашем сайте здесь.

Однако через несколько дней, когда вокруг нового межправительственного договора развернулась волна горячей дискуссии в бишкекских СМИ и социальных сетях, текст соглашения с правительственного портала удалили. Журналистам сначала заявили, что проект распоряжения «Об одобрении проекта соглашения о сотрудничестве в области массовых коммуникаций между правительствами Кыргызстана и России» снят с общественного обсуждения, потому что «не подлежит прохождению этой процедуры». Кроме того, сообщили, что «кыргызская сторона пока не изучила документ», отметив, впрочем, что при рассмотрении документа мнение народа будет обязательно учтено.


Такие вот результаты «опроса» были опубликованы 6 января на сайте газеты «Вечерний Бишкек», недавно перешедшей, по некоторым данным, под контроль президентской команды.

Позже руководитель пресс-службы правительства Назира Ахмедова заявила 24.kg, что «распоряжения о принятии соглашения не будет».

Так или иначе, ясно одно: в Бишкеке просто решили до поры до времени снять данный вопрос с повестки дня. Ведь аргументы журналистов, активистов и блогеров, выступивших против ратификации соглашения об «особом статусе» российского телевидения, оказались конкретны и довольно серьезны.

«Зомбоящик вместо ГЭС»

«Россия не смогла построить Кыргызстану Камбаратинскую и Верхненарынские гидроэлектростанции, зато сможет насытить нашу страну сполна своим телевещанием, - пишет в статье бишкекский обозреватель Данияр Айтман. - К сожалению, можно прогнозировать, что в скором будущем на кыргызстанцах начнут испытывать усиленные дозы токсичной кремлевской пропаганды. Грядет решающая битва между телевизором и холодильником. Холодильники кыргызстанцев изрядно опустели за последний год: обещанная манна небесная Евразийского Союза не материализовалась, "Дордой" встал, торговля внутри ЕАЭС увяла, денежные переводы мигрантов упали, гидроэлектростанции остались на бумаге... Значит, Дмитрий Киселёв будет трудиться втройне, чтобы накормить голодных кыргызстанцев».

Речь тут идет о другом соглашении между Россией и Киргизией - проекте строительстве и эксплуатации Верхне-Нарынского каскада ГЭС, камень в основание которого был заложен четыре года назад, и в который Россия намеревалась вложить под миллиард долларов.


В 2012 году председатель правления российской компании «РусГидро» Евгений Дод заложил в основание будущего каскада Верхне-Нарынских ГЭС свои дорогие часы. Оказалось, зря: летом 2015-го года Дод ушел в отставку, а проект строительства застопорился.

О российской пропаганде в своей статье «Промывание мозгов: особый статус для внешней госпропаганды» говорит и известный киргизский журналист Нарын Айып (веб-издание Zanoza.Kg): «Худшую возможную службу для развития СМИ и вообще всего общества оказывают те журналисты, которые безоговорочно поддерживают пропагандистские требования власти и становятся частью такой пропаганды, так что они фактически перестают соответствовать своей миссии... И как раз такими стали в последние годы государственные СМИ России и большинство их журналистов, поэтому, расширяя и углубляя сотрудничество с такой системой пропаганды и расширяя ее присутствие на своем информационном поле, Кыргызстан неизбежно попадает под влияние госпропаганды другого государства».

Задний ход в никуда

Быть может, правительство Кыргызстана воспользовалось удобной реакцией той самой «общественности» и решило максимально оттянуть решение вопроса? И своеобразно «отомстить» Москве за сворачивание проекта строительства гидроэлектростанций? В самом деле, если грандиозных для маленькой и бедной республики инвестиций из России не будет, то зачем морочить себе голову и «ложиться» под ее пропагандистскую машину, особенно, если «народ против»?

Не секрет, обещание построить каскад столь необходимых для Кыргызстана ГЭС прозвучало из уст российского руководства только после того как Бишкек окончательно пообещал выпроводить натовскую военную базу из аэропорта «Манас». Ту самую базу, что ежегодно приносила в киргизскую казну сотню-другую миллионов долларов. Из того самого аэропорта, который сам Владимир Путин обещал начать развивать, как только оттуда уйдут американские военные. В который, к разочарованию Бишкека, Россия тоже не вложила ни копейки.

Очевидно, и эксперты писали об этом не раз, что проект строительства ГЭС в Кыргызстане - для России проект более геополитический, чем экономический. Однако сегодня более важная для российского руководства «геополитика» располагается совсем в других регионах, отнимая все больше и больше средств из скудеющего бюджета. Вполне возможно, что в Москве теперь просто махнут рукой на киргизов, предпочитая потратить миллиард на другие нужды.

Поэтому инвестиции на ГЭС и на все остальное Бишкеку отныне надо искать в местах иных, например, в Китае, Турции или Катаре... Но получится ли найти? Не думаю, что Пекин или Анкара будут добиваться «особого статуса» для своих телеканалов. Но станут ли Китай, Турция или Катар вообще заниматься подобными «геополитическими» инвестициями?..

Даниил Кислов

Международное информационное агентство «Фергана»