Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан запретил своим гражданам обналичивать доллары в Турции и ОАЭ?

Узбекистан запретил своим гражданам обналичивать доллары в Турции и ОАЭ?

В банках Узбекистана клиентов предупреждают, что теперь они не могут снять деньги со своих карт, находясь в Турции или Объединенных Арабских Эмитратах (ОАЭ) - самых посещаемых узбекистанцами странах. Причиной называется угроза терроризма, который, якобы, именно в этих странах «иногда финансируется с помощью конверсионных операций».

При этом подразумевается, что наличных долларов или евро у жителей Узбекистана нет: с февраля 2013 года в этой республике покупка наличной ивалютызапрещена, ее можно приобрести только в безналичной форме по международной пластиковой карте (Visa или Mastercard Exchange), причем пользоваться этими картами можно исключительно за пределами страны.

Терроризм - главный повод для беспредела узбекских властей

На волне борьбы с терроризмом и работы по выявлению причастных к так называемому «Исламскому государству» (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ) либо ему сочувствующих осенью 2015 года по Узбекистану прокатилась волна массовых арестов и задержаний мусульман. По сведениям Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ), количество задержанных верующих превысило 150 человек. Многие задержанные являются жителями Зангиатинского района Ташкентской области и некоторых махаллей (кварталов) Шайхонтохурского и Алмазарского районов Ташкента, а также Хорезма и городов Ферганской области, прежде всего, Намангана.

«Все эти задержания являются незаконными. В правоохранительных органах работают по старинке. Большинство задержанных – это граждане, вернувшиеся с заработков. Возможно, они посещали различные веб-сайты, в частности, веб-сайт «Исламского государства» в тех странах, где работали, и эта информация стала известна нашим силовикам. Всех их массово задерживают и начинают допрашивать. Кого-то отпускают, а против кого-то возбуждают уголовные дела», - цитирует председателя ИГНПУ Сурата Икрамова «Озодлик» (узбекская служба Радио Свобода).

Кроме того, осенью прошлого года в Ташкенте наблюдалось тотальное усиление «мер безопасности», выразившееся в ежевечерних задержаниях сотен горожан и проверках съемных квартир.

И вот теперь опять под предлогом «активно поднимающего голову» терроризма власти страны заблокировали конверсионные операции узбекистанских банков в Турции и ОАЭ, что вызвало волну возмущения в социальных сетях.

«Хотели в этом году двумя семьями поехать отдыхать в Турцию, - пишет участница одной из групп в Фейсбуке Наргиза Кадырова. - Посидели-посчитали и решили: чтобы хватило денег на сие удовольствие, нужно нам сделать по одной конверсионной карте. Обратились в один банк, в другой, и выяснилось следующее: мало того, что все банки дают только по 500 долларов на карту, некоторые банки заблокировали свои карты для Турции и Дубая. Ладно, опускаем пункт насчет того, какой же умник посчитал, что 500 долларов хватит на отдых одной семье. Меня возмущает другое. Почему, после того, как я на СВОИ деньги покупаю валюту на карту, предварительно отважно выстояв многодневные очереди и изрядно потрепав себе нервы, банк берет на себя право контролировать и диктовать мне, в какой стране я могу тратить СВОИ деньги? На каких основаниях, каким правительственным решением это закреплено? Это относится к «Асака-банку» и Национальному банку Узбекистана».

Как выяснилось, никакого официального запрета на конверсионные операции в Турции и ОАЭ нет. На запрос корреспондента «Ферганы», сделанный в Национальный банк Узбекистана (НБУ), ответили, что о причинах этого запрета «не знают, и дело не в решении их банка». Хотя при этом сотрудник отдела конверсионных операций НБУ отметил, что блокировка их пластиковых карт распространяется не только на Турцию и ОАЭ, но и на Китай, который узбекистанцы тоже любят посещать ради выгодного шопинга. Он также рассказал, что НБУ сейчас зачисляет на карты, в среднем, по 400 долларов США – «эта сумма зависит от количества человек в очереди, которая тянется до сентября».

В «Асака-банке» сообщили, что на карты зачисляют положенные по закону две тысячи долларов, но на данный момент конверсионные операции в этом кредитном учреждении временно приостановлены. О причинах распространяться не стали. Вероятно, это связано с арестом 2 февраля председателя правления банка Кахрамона Орипова – в рамках «уголовного дела, связанного с валютными преступлениями и легализацией преступных доходов».


Здание «Асака-банка» в Ташкенте. Фото «Фергана»

Кстати, именно со 2 февраля, как признались в «Асака-банке», и были заблокированы конверсионные операции в Турции и ОАЭ, так что, скорее всего, арест председателя правления банка и блокировка - звенья одной цепи. Хотя, опять же по уверению сотрудницы этого банка, блокировка касается не только «Асака-банка» и НБУ, а всех кредитных организаций, функционирующих в Узбекистане.

«Это было сделано Узбекистаном и вызвано тем, что с помощью подобных конверсионных операций были проспонсированы несколько терактов в этих странах», - с уверенностью в голосе пояснила сотрудница конверсионного отдела «Асака-банка».

Терроризм ни при чем

По мнению большинства пользователей Фейсбука, истинная причина блокировки пластиковых карт в Турции и ОАЭ – попытка максимально сократить отток валюты из Узбекистана, которая из-за резкого спада объема денежных переводов от трудовых мигрантов, работающих в России, становится все большим дефицитом.

«Где народ больше и чаще всего обналичивает свои деньги, те страны и заблокировали, что тут непонятного?», - пишет один из комментаторов вышеупомянутого поста.

По разным оценкам, в России сегодня трудятся от пяти до семи миллионов мигрантов из Узбекистана. Всего два-три года назад главным источником пополнения валютного рынка в республике были именно их денежные переводы на родину. Однако после резкого обвала российского рубля - с 35 рублей в начале 2014 года до 70 рублей за доллар сегодня - потоки денежных переводов резко сократились. К примеру, в 2014 году, по данным Центробанка России, в Узбекистан поступило $5,563 млрд – примерно на $1 млрд меньше, чем в 2013 году.

В 2015-м тенденция снижения объема переводов продолжилась, что привело к небывалому росту курса доллара на «черном» рынке Узбекистана: сегодня на «черном рынке» доллар стоит, в среднем, 6550 сумов, в то же время курс Центробанка составляет 2866,75 сумов.

До 2013 года каждый резидент Узбекистана имел право раз в квартал приобрести в банках до двух тысяч долларов США наличными - по коммерческому курсу, который почти вдвое ниже «базарного». На практике же простому узбекистанцу для этого необходимо было иметь «высокое покровительство» либо железные нервы, чтобы в многонедельных очередях добиться получения заветной инвалюты.

Но, начиная с 1-го февраля 2013 года, порядок приобретения иностранной валюты был изменен: продажу наличных долларов банки прекратили, взамен был введен «механизм продажи иностранной валюты уполномоченными банками в безналичной форме путем перевода национальной валюты с персональной пластиковой банковской карты в иностранную валюту с зачислением ее на международную платежную карту».

Поначалу эта операция занимала несколько недель, теперь - несколько месяцев. Причем перевести на международную карту причитающиеся по закону две тысячи долларов могут лишь люди «со связями», а простые смертные довольствуются суммой до пятисот долларов.

Свободно и на законном основании обналичить инвалюту на территории Узбекистана невозможно, то есть, фактически такая пластиковая карта предназначена для того, чтобы использовать ее за границей, причем снять разрешается не более ста долларов в сутки.

Но и это властям Узбекистана показалось роскошью. Путем несложных вычислений они выяснили, что чаще всего жители республики обращаются в конверсионные отделы банков для последующего выезда в Объединенные Арабские Эмираты или Турцию, откуда выгоднее всего привозить товары для последующей реализации. А значит, именно в этих странах остается наибольшее количество «узбекских» долларов. Потому и лишили узбекистанцев возможности обналичить там средства - чтобы резко сократить число конверсионных операций за рубежом. Эта неофициальная версия представляется вполне правдоподобной.

Соб. инф.

Международное информационное агентство «Фергана»