Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Хамиджон Арифов: «Построив Рогун, Таджикистан не будет забирать воды больше положенного по лимиту»

18.07.2016 21:06 msk, Нигора Бухари-заде

Экономика Интервью Таджикистан Узбекистан
 Хамиджон Арифов: «Построив Рогун, Таджикистан не будет забирать воды больше положенного по лимиту»

«Фергана» продолжает серию публикаций на тему строительства самой крупной в Центральной Азии Рогунской ГЭС, в которых эксперты дают свои оценки перспектив реализации этого грандиозного энергетического проекта и его социально-экономического влияния на страны региона.

В начале июля правительство Таджикистана объявило о новом подрядчике, выигравшем тендер на строительство стратегически важной для республики Рогунской ГЭС. Им стала итальянская компания Salini Impregilo S.p.A., с которой подписано соглашение на сумму $3,9 млрд. Ожидается, что первые два агрегата ГЭС заработают уже в 2018 году. Это при условии, что осенью этого года русло реки Вахш будет отведено в обводной тоннель, и начнется возведение плотины.

Напомним, что строительство станции началось еще в 1976 году, но после распада Союза было заморожено. В 2004 году Таджикистан подписал соглашение о достройке Рогуна с российским РУСАЛом. Но стороны не сошлись в вопросе долевого участия, а также высоты и типа плотины (РУСАЛ предлагал возвести бетонную плотину высотой 285 метров, а Таджикистан – каменно-набросную высотой 335 метров), и в 2007 году соглашение было расторгнуто. Тогда же Таджикистан объявил о продолжении строительства ГЭС собственными силами.

По завершении строительства 6-агрегатная Рогунская ГЭС будет иметь самую высокую в мире плотину и вырабатывать 13,1 млрд киловатт-часов электроэнергии в год. С введением в эксплуатацию гидроузла Таджикистан связывает решение проблемы дефицита электричества в стране в осенне-зимний период. Выгоды от Рогуна получит не только Таджикистан, но и все соседние государства, уверен секретарь таджикского комитета Международной комиссии по большим плотинам Хамиджон Арифов, который сегодня отвечает на вопросы «Ферганы»:

- В каком состоянии сейчас находится Рогунская ГЭС, какой объем работ там уже выполнен?

- После получения положительной экспертизы Всемирного банка, объем работ на Рогунской ГЭС расширяется с каждым годом. Это предусмотрено графиком работ и закреплено специальным постановлением правительства. Думаю, все, что сделано до настоящего времени на Рогуне, правильно назвать восстановительно-подготовительными работами. А было сделано немало: восстановлены два водопропускных тоннеля, построена селезащитная плотина на селеопасном сае (небольшая долина с постоянным или временным водотоком в странах Центральной Азии. – Прим. «Ферганы») Шуроб, проведена заготовка материала для строительства плотины, реконструирована часть подъездных дорог, проведены необходимые мероприятия для организации непрерывного мониторинга за сейсмичностью и другими природными и техногенными процессами. Активизировались работы по расселению населения кишлаков, попадающих в зону затопления.

- Строительство Рогунской ГЭС началось 40 лет назад, еще при Союзе, затем было соглашение с РУСАЛом, позже расторгнутое. Поэтому обещанный итальянцами запуск двух агрегатов станции через два года все еще кажется невероятным…

- Итальянцы приняли тот график строительных работ, который был разработан по актуализированному проекту строительства Рогунской ГЭС, согласованному со Всемирным банком. В этом графике заложено перекрытие реки Вахш на 2015-2016 год, два года на возведение плотины до высоты выше 100 метров и запуска первых двух агрегатов. Поэтому если осенью этого года будет перекрытие русла Вахша, то через два года сдать в эксплуатацию два агрегата вполне реально. Все сроки рассчитаны и Всемирным банком, и московским институтом «Гидропроект». Первые два агрегата находятся в Таджикистане, и с ними ситуация более благоприятная, чего нельзя сказать об остальных четырех. Нужно иметь в виду внешние обстоятельства, которые могут затормозить реализацию проекта. Таджикистану нужно будет завозить огромные турбины, колеса для ГЭС. Желательно заранее проработать этот и другие вопросы с соседними государствами, и при принятии Таджикистаном решения о вступлении в ЕАЭС (Евразийский экономический союз. – Прим. «Ферганы») иметь в качестве одного из аргументов «за» именно фактор улучшения коммуникационных возможностей нашей страны, в том числе для строительства таких энергетических объектов, как Рогунский гидроузел.

- Важно также бесперебойное финансирование строительства. Таджикистан может его обеспечить?

- Мы будем использовать все законные источники финансирования, а они есть – это и собственный бюджет, в который ежегодно закладывается определенная сумма на Рогун, и международные финансовые институты. И приглашаем соседние страны стать партнерами по проекту, потому что выгоду от Рогуна получат все. Ожидается, что достройка Рогуна нам обойдется в пределах $5 млрд. Но я думаю, что за 14 лет, в течение которых будет строиться ГЭС, эта сумма будет увеличиваться.

- Как будет происходить процесс перекрытия русла Вахша?

- Задача перекрытия состоит в том, чтобы отвести воду от того места, где будет строиться плотина. Вода будет уведена в обводные тоннели, а для этого нужно перекрыть основное русло реки. Это произойдет, скорее всего, в октябре-ноябре, когда в Нурекском водохранилище будет набран достаточный объём воды (оптимальная отметка уровня воды – 910 метров по отношению к уровню Балтийского моря). К этому времени в горах температура воздуха упадет, приточность реки Вахш снизится. Перекрытие Вахша особо не повлияет на выработку электроэнергии и объемы сбрасываемой воды на каскаде ГЭС, расположенных ниже. По мере возведения плотины вода в Рогунском водохранилище будет увеличивать регулирование стока Вахша и Амударьи. Большая часть аккумулирования воды в новом водохранилище будет производиться в многоводные годы. Полное заполнение будет производиться в течение длительного времени за счёт лимитов Таджикистана, которые согласованы всеми государствами бассейна Арала. Поэтому ни одна из соседних стран от этого процесса не пострадает.

- Насколько запуск первых двух агрегатов Рогуна в 2018 году позволит снизить энергодефицит в Таджикистане?

- Поскольку первые агрегаты будут запущены не на полном напоре воды, то энергии на первом этапе будет немного. Но мы уже сможем значительно смягчить зимний дефицит электроэнергии. Кроме того, благодаря уже накопленной воде в водохранилище Рогуна, пусть при невысокой плотине, расположенный ниже по течению Вахша каскад ГЭС – Нурекская, две Сангтудинские, Байпазинская, Головная (Сарбанд) – зимой тоже смогут увеличить выработку энергии, поскольку суммарный запас воды будет больше. В многоводные годы мы из-за отсутствия Рогунского водохранилища производили холостые сбросы воды, теряя при этом возможность вырабатывать 5-7 млрд киловатт-часов энергии. А зимой дефицит энергии составляет порядка 3 млрд киловатт. Так вот по мере наращивания рогунской плотины будет возрастать возможность накапливать паводковый аномальный сток и устранять энергодефицит. Еще тут важно, что, по условиям ВБ, Рогунская ГЭС будет строиться непрерывно, и сразу же после ввода первых агрегатов плотина будет возводиться дальше – так строилась и Нурекская ГЭС.

- Много разговоров ведется вокруг безопасности Рогуна. Этим вопросом, в частности, очень озабочен соседний Узбекистан

Хамиджон Арифов
- Вопрос безопасности Рогуна интересует Таджикистан не меньше, чем наших соседей. Этот вопрос был одним из основных при проведении экспертиз – в советское время, при РУСАЛе и Всемирным банком. Во всех трех случаях они заканчивались положительным решением, то есть в пользу строительства ГЭС. В период соглашения с РУСАЛом в Таджикистане была создана специальная группа ученых во главе с ведущим сейсмологом страны Собитом Негматуллаевым, которая провела исследования по сейсмичности и сейсмическому риску на участке расположения Рогунской плотины и дала заключение. Наши ученые совместно с немецкой компанией Lahmeyer и российскими ведущими институтами в области сейсмологии и сейсмостойкого строительства подписали совместный протокол, в котором сказано, что в районе Рогуна не может быть землетрясения выше 9 баллов. А обеспечивать безопасность плотин на 9 баллов мы уже умеем – наша Нурекская ГЭС рассчитана на 9-балльное землетрясение.

Рогунская плотина разработана с учетом максимально возможного землетрясения и самого интенсивного паводка, который более чем на 1000 кубометров в секунду больше того, что брался в расчеты в проекте ташкентского института «Гидропроект». Проект Рогунской ГЭС актуализирован и модернизирован с учетом рекомендаций Всемирного банка, который для повышения безопасности при строительстве до перекрытия реки рекомендовал завершить строительство третьего строительного тоннеля. Он должен гарантировано пропустить возможный так называемый «катастрофический паводок», который является наиболее опасным именно для грунтовых плотин. После японского цунами и катастрофы на Фукусиме Международная комиссия по большим плотинам приняла рекомендации увеличить величину паводка до такой величины, которая может произойти один раз в миллион лет. Раньше в расчет брали паводок, который может случиться один раз в 10 тысяч лет. Поэтому в проекте Рогуна пришлось увеличить число водопропускных и водосбросных тоннелей в два раза. С другой стороны, именно плотина в 335 метров способна создать водохранилище, которое сможет вместить огромный поток воды и обеспечить защиту как от паводка, так и от засухи. В проекте Рогуна предусмотрены также специальные меры по повышению устойчивости тоннелей и подземного помещения, в котором будут размещены гидроагрегаты.

Словом, в проекте учтены самые высокие европейские стандарты и требования по безопасности, которые позволят минимизировать риски. Ни в одном государстве на постсоветском пространстве, не говоря уже о Центральной Азии, до сих пор не были соблюдены столь высокие требования при проектировании гидротехнических сооружений, на какие согласилась наша республика при составлении обновленного проекта Рогунской ГЭС. А ведь повышенные требования – это увеличение расходов и сроков строительства.

- Почему Таджикистан настаивал именно на каменно-набросной или грунтовой плотине высотой 335 метров?

- Грунтовая плотина высотой в 335 метров имеет преимущество перед 285-метровой бетонной плотиной в способности более полного регулирования стока русла реки и лучшего решения вопросов ирригации. Бетонная плотина не бывает высотой более 285 метров, иначе она своим же весом раздавит основание. Кроме того, у нас в основании лежат песчаники, алевролиты и аргиллиты – это не те грунты, чтобы на них строить бетонную плотину. Для наших геологических условий оптимальны именно грунтовые плотины. Они как бы сами себя залечивают, поскольку грунт имеет свойство уплотняться. Опыт Нурекской и Усойской плотины, которая создала Сарезское озеро после землетрясения 1911 года, наглядно демонстрирует устойчивость такого типа плотин. Последняя в декабре прошлого года выдержала повторное землетрясение близкой интенсивности без видимых деформаций по её телу. То есть теперь можно смело строить не только Рогун, но и Даштиджумскую и другие ГЭС на пограничной реке Пяндж.

- Какие социально-экономические дивиденды принесет Рогун Таджикистану? Какие страны могут стать покупателями таджикской электроэнергии?

- Таджикистан при СССР был индустриально-аграрной республикой, а сегодня мы – аграрное государство. Правительством поставлена задача значительно увеличить промышленный потенциал. Без энергетики эту проблему не решить. Приоритетом Таджикистана должно стать использование электроэнергии для развития собственной экономики. Причем, еще в советское время были сделаны оценки, по которым для наращивания промышленности республики, рогунской энергии едва ли будет достаточно.

Но если часть энергии будет ориентирована на экспорт, то за рынками сбыта дело не встанет. Себестоимость нашей электроэнергии меньше одного цента за киловатт. Себестоимость тепловой энергии значительно выше. Поэтому наша дешевая электроэнергия может повысить конкурентоспособность продукции, произведенной с ее помощью. Пакистан, например, испытывает дефицит электричества и летом, и зимой. Они сейчас покупают его по 11 центов за киловатт. И даже, если мы будем продавать им электроэнергию по 7-8 центов, она будет для них более привлекательна.

Кроме того, есть такое понятие, как электроэнергетические пулы, для которых не обязательно иметь единые прямые линии электропередач. В мире получила широкое распространение практика, когда электроэнергия передаётся по схемам взаимозамещения. Таджикистан может передавать энергию, допустим, через Кыргызстан на юг Казахстана, а с севера Казахстана, где у него имеются огромные мощности тепловой угольной энергии, она пойдет в Россию и так далее. Весь мир этими схемами пользуется. Энергия, произведенная в Швеции, за считанные минуты может оказаться в Италии. Таким образом, Таджикистан может продавать энергию даже в Европу, некоторые страны которой сейчас отказались от атомной энергетики. А наша энергия экологически чистая, зелёная. Для работы таких схем взаимозамещения, конечно, нужна добрая воля стран, участвующих в них. Кстати, в Казахстане рассматривается вариант строительства атомной станции, которая, как известно, может нести в себе большие риски. Чем наша энергия не альтернативна?

Я думаю, что и Афганистан не будет игнорировать очевидные выгоды от использования таджикской энергии. Большого количества воды у Афганистана нет, и чтобы развивать свою энергетику, ему нужно освоить свои месторождения газа. Но даже если они построят когда-нибудь тепловые электростанции, их энергия будет дороже, чем наша. Гидроэнергия на сегодняшний день имеет самую низкую себестоимость.

- Строительство Рогунской ГЭС много лет буксовала еще и из-за того, что Узбекистан был категорически против станции. Узбекский премьер даже заявил, что его страна никогда и ни при каких обстоятельствах не поддержит строительство ГЭС. Такая категоричность непонятна, если, как вы говорите, Рогун абсолютно безопасен и, более того, экономически выгоден соседним странам…

- Мы не раз заявляли узбекской стороне, что готовы к сотрудничеству, предлагали: давайте строить Рогун вместе. Мы уведомили Узбекистан о своем намерении построить Рогун, выполнив тем самым процедуру согласования. Хотя, по международному праву, мы не должны получать согласие каких-либо стран на реализацию этого проекта. Тем не менее, мы очень хотели бы договориться с соседями о сотрудничестве по строительству Рогунской ГЭС. Узбекская сторона опасается, что после строительства Рогуна Таджикистан будет забирать больше воды, но это вовсе не так. Мы говорим, что нам достаточно того, что нам положено по лимиту вододеления, хотя, по обычному праву, страна, на территории которой формируется сток вод, имеет право использовать 50 процентов своей воды. А сейчас мы не добираем даже положенную нам долю по лимиту, и порядка 1-2 кубокилометров просто отдаем Узбекистану бесплатно.

В свое время именно Узбекистан настаивал на строительстве Рогуна. Еще в 1974 году, года в регионе был засушливый год, а Узбекистану нужна была вода для полива хлопчатника, Шараф Рашидов выходил на Политбюро и к нам, чтобы мы вместе с Узбекистаном просили ускорить проектирование и строительство Рогунской ГЭС. И сам проект Рогунской ГЭС был разработан ташкентским «Гидропроектом». Это замечательный проект, это лучшее детище ташкентского института. С тех пор в экономических приоритетах практически ничего не изменилось, изменилась только политическая ситуация.

Более того, от строительства Рогуна Узбекистан выиграет больше, чем мы. Мы получим электроэнергию и за то, что будем регулировать сток, получим какие-то деньги. А Узбекистан получит огромные ирригационные выгоды – и воды больше будет получать, плюс он ее будет получать гарантировано, что очень важно. Особенно в годы засухи мы сможем накопленную в Рогуне воду передавать на нужды ирригации. У нас будет два больших резервуара воды, а с учётом Туямуюнского водохранилища, расположенного на землях Туркменистана, но принадлежащего Узбекистану, – три, которыми можно будет регулировать сток воды по Вахшу-Амударье так, что даже в самые засушливые годы Узбекистан будет получать намного больше воды на сельхознужды, чем сейчас без Рогуна. Специалистами подсчитано, что строительство Рогуна позволит Узбекистану освоить несколько сот тысяч гектаров новых земель, или использовать порядка 5 кубокилометров воды, которые помогут улучшить экологическую обстановку в низовьях Амударьи. То же самое касается Туркмении и Афганистана.

Беседовала Нигора Бухари-заде

Международное информационное агентство «Фергана»