Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Лейла Храпунова: Статья в Financial Times - лживая картина происходящего

Лейла Храпунова: Статья в Financial Times - лживая картина происходящего

Три недели назад, 19 октября 2016 года, влиятельное британское издание Financial Times в качестве передовицы опубликовало сенсационную статью «Dirty money: Trump and the Kazakh connection» («Грязные деньги: Трамп и казахские связи»): известный своими скандальными расследованиями о тёмных делах в мире бизнеса журналист Том Бёрджис (Tom Burgis) обнаружил связь между претендентом на пост президента США Дональдом Трампом (Donald Tramp) и предприимчивыми людьми из Казахстана. В частности, Бёрджис сообщил, что компания-партнёр Трампа Bayrock помогла детям бывшего министра энергетики Казахстана и экс-мэра Алма-Аты Виктора Храпунова - Эльвире Кудрявцевой и Ильясу Храпунову - приобрести за $3,1 млн апартаменты в 46-этажном роскошном отеле-кондоминиуме SoHo Tramp, который был построен в 2010 году на Манхэттене.

В Казахстане считают, что перед своим переездом в Швейцарию Виктор Храпунов, ранее занимавший посты министра энергетики и природных ресурсов, министра по чрезвычайным ситуациям, а также мэра Алма-Аты и губернатора Восточно-Казахстанской области, незаконно вывел из страны сотни миллионов долларов. Обращает внимание на этот факт и Бёрджис в Financial Times, делая вывод, что Дональд Трамп через своих партнёров, среди которых выходец из Грузии предприниматель Тамир Сапир и родившийся то ли в Казахстане, то ли в Узбекистане бизнесмен Тевфик Ариф, помог семье Храпуновых отмыть «грязные деньги».

Вместе с тем в публикации Тома Бёрджиса по какой-то причине не был указан точный адрес апартаментов в кондоминиуме SoHo Tramp, расположенном в далеко не маленьком квадрате улиц Нижнего Манхэттена Вариг-стрит, Спринг-стрит, 6-й Авеню и Доминик-стрит. Не продемонстрированы и сканы имеющихся в распоряжении редакции FT документов, подтверждающие данную сомнительную сделку. Эти два достаточно важных нюанса стали поводом для информагентства «Фергана» обратиться по отдельности к Виктору Храпунову и его супруге Лейле с просьбой прокомментировать статью в Financial Times.



Первые вопросы были отправлены ещё 23 октября. Мы получили подтверждение о том, что они были прочитаны, тем не менее, к концу второго месяца осени дождаться ответов на них не удалось. А 27 октября свою «шпильку» в адрес бывшего министра энергетики Казахстана подпустил в интервью российской «Новой газете» казахстанский экс-премьер Акежан Кажегельдин, у которого с Виктором Храпуновым, вероятно, есть какие-то непреодолимые разногласия. Возможно, именно уверенность Кажегельдина в том, что у Храпуновых по итогам публикации в Financial Times возникнут проблемы, и подстегнула Лейлу Храпунову поделиться с «Ферганой» своей точкой зрения по поводу материала Тома Бёрджиса.

«Эта информационная атака является плановой и подготовлена лоббистами Назарбаева в соответствии с контрактами, которые они имеют с Казахстаном, - заявила Лейла Храпунова. - Подрядчикам необходимо отрабатывать достигнутые соглашения, в связи с чем они используют любые зацепки для создания необходимого информационного повода для публикаций. Ведь чем больше шума, тем больше шансов, что в Астане всё одобрят и щедро оплатят услуги.


SoHo Tramp. Фото The New York Times

В нашем случае мы считаем, что журналисту, скорее всего, был передан ужастик про деятельность семьи Храпуновых, оформленный визуальными эффектами с добавлением схем и фотографий, где представлена лживая картина происходящего. То есть, журналист Financial Times фактически находится под информационным влиянием и давлением со стороны как государственных, так и негосударственных представителей президента Казахстана, который, на наш взгляд, и является конечным бенефициаром-заказчиком данной публикации», - подчеркнула Храпунова.

Более того, по её мнению, заказчики статьи удачно воспользовались горячей темой выборов в США, в результате чего и такое солидное издание, как Financial Times, и журналист Том Бёрджис опубликовали «очевидно натянутый материал». Вместе с тем Лейла Храпунова не исключила ангажированность журналиста, «попавшего под обаяние властей Казахстана».

«На Западе его статья ничего не значила и сразу же умерла. Хотя лоббисты Назарбаева, включая Акежана Кажегельдина, а также получившие деньги из Астаны иностранные издания до сих пор пытаются извлечь хоть какую-нибудь прибыль из жёлтой статьи, на которую потрачено столько денег, сколько тратится на разведывательную операцию против грозящей агрессией страны. Прямо скажу: данная статья – это яркая иллюстрация того, как можно, извините за выражение, оболванивать на миллионы долларов уже далеко немолодого президента Казахстана», - отметила Храпунова.


Трамп и Сапир. Фото Nicosiamoneynews.com

Между тем, если тщательнее проанализировать скандальный материал Тома Бёрджиса в Financial Times - «Грязные деньги: Трамп и казахские связи», - то невольно закрадывается подозрение, что конечная цель публикации вовсе не семья Храпуновых, а куда более серьёзные бизнесмены. Надо полагать, неспроста в статье упоминаются не только Тевфик Ариф, но и скончавшийся в 2014 году Тамир Сапир, чьи фотографии рядом с Дональдом Трампом достаточно легко найти в Интернете. И Ариф, и компания Сапира, контролируемая ныне его сыном Алексом и дочерью Зиной, имеют неплохие контакты с влиятельными людьми не только Казахстана и России, но прежде всего - Израиля. Их связь с этой страной видится особо важной. В складывающейся ситуации вокруг войны в Сирии Израиль занимает нейтральную позицию, не склоняясь ни на сторону США, ни на сторону России. Учитывая, что семья Тамира Сапира официально оказывала действующему премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху спонсорскую помощь на внутрипартийных выборах председателя «Ликуд», а Тевфик Ариф, будучи другом казахстанско-израильского предпринимателя Александра Машкевича, вероятно, входит в ближайшее окружение влиятельной израильской семьи Шимона Переса, нельзя исключать, что статья Тома Бёрджиса своеобразно подталкивает их к принятию «правильных решений». Во-первых, через свои связи способствовать появлению официальной позиции Израиля о неприятии агрессивного поведения России в Сирии. Во-вторых, постараться оказать максимально возможное влияние на делающего безответственные заявления Дональда Трампа. В противном случае Алекса и Зину Сапир, равно как и Тевфика Арифа, вероятно, ждут новые намёки на их причастность к отмыванию «грязных денег», что, безусловно, навредит их бизнесу.


Трамп и Ариф. Фото Forbes

Кстати, схожая история уже наблюдалась в октябре 2010 года в связи со скандалом вокруг яхты «Саварона». Причём возникла она практически сразу же после того, как Дональд Трамп начал подготовку к официальному объявлению о своём желании баллотироваться на пост президента США на выборах 2012 года.

Соб. инф.

Международное информационное агентство «Фергана»