Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Косвенная или скрытая цензура в Узбекистане пока неистребимы

05.10.2002 00:00 msk, Александр Васильев

С факультета журналистики Узбекского государственного университета мировых языков (УзГУМЯ) в сентябре был отчислен один из неудобных администрации университета студентов - Баходыр Элибаев. Формальным поводом к его отчислению стала академическая неуспеваемость и 30 часов пропусков занятий без уважительной причины. Сам Баходыр Элибаев, его преподаватели и сокурсники уверены, что действительной причиной его отчисления стали его статьи в стенгазете и сатирические выступления в команде КВН (Клуб веселых и находчивых), неприятные для сотрудников университета, ответственных за идеологическое воспитание будущих журналистов.

Последним таким выступлением Элибаева стало его замечание в факультетской стенгазете в марте 2002 года о том, что знаменитая американская статуя свободы, будь она перенесена на землю Узбекистана, сменила бы свою гордую позу на приниженно-почтительный поклон с прижатой к груди рукой и раболепной улыбкой.

Пристальное внимание властей к журналисткому факультету объясняется тем, что в течении последних 11 лет с момента обретения Узбекистаном независимости в 1991 году, студенты-журналисты не раз вызывали гнев узбекских властей.

Впервые студенты факультета журналистики Ташкентского государственного университета (ТашГУ) заявили о себе как о потенциальной политической силе, способной не соглашаться с политикой властей в январе 1992 года, когда произошли в Ташкенте первые и последние студенческие волнения.

Тогда тысячи студентов выступили с протестом против повышения цен на продукты питания, которые грозили им, живущим на тощую стипендию, еще большими трудностями. Власти жестоко расправились со студентами, по толпе был открыт огонь, как минимум 2 человека погибли от пулевых ранений, сотни были жестоко избиты милицейскими дубинками.

По рассказам очевидцев, милиционеры врывались в комнаты общежитий, где жили студенты и начинали избивать всех без разбора, даже девушек, не принимавших участие в протесте.

После того, как властям удалось подавить волнение, несколько студентов из факультета журналистики объявили голодовку и устроили сидячую акцию протеста на университетской площади с требованием наказать виновных в невинной смерти студентов, тех, кто отдавал приказ и стрелял по ним.

Благодаря этому власти решили, что зачинщиками этих волнений стали студенты- журналисты, тогда впервые факультет журналистики был взят под особый контроль властей, преподавателям были сделаны выговоры, и перед ними была поставлена задача вразумить студентов.

Позже произошел еще один неприятный эпизод из жизни факультета журналистики ТашГУ, после которого он официально был упразднен. Весной 1994 года со студентами 2-го курса пришли встретиться советник президента, главные редактора республиканских газет, известные поэты.

Во время этой встречи, на которой говорилось о свободе слова, один из студентов задал вопрос, может ли он написать статью о Мухаммаде Салихе (Mohammad Salikh), лидере демократической оппозиции, партии "Эрк" как о поэте, если ему нравится его творчество, в то время Мухаммад Салих уже год находился в политической эмиграции.

Вопрос вызвал гнев гостей, студенты вступившие с ними в спор были выгнаны с учебы и отправлены домой, а самого факультета журналистики просто не стало, он был присоединен к факультету узбекской филологии.

Только через несколько лет удалось восстановить факультет журналистики ТашГУ, но спокойствие длилось не долго, до февраля 1999 года, когда в столице Ташкенте прогремели 5 взрывов, в организации которых обвинили религиозных экстремистов.

Одним из главных подозреваемых в организации взрывов стал сын одного из преподавателей факультета Мухаммаджона Бабаджанова - Улугбек Бабаджанов, который до сих пор находится в розыске.

В результате на факультет обрушились проверки, был смещен с должности декан, а затем сам факультет был переведен из общего знания университета в другую часть города, обособленно от других факультетов.

Но в тоже время, когда гонениям подвергался факультет журналистики ТашГУ, приказом президента Узбекистана в 1999 году был основан новый факультет журналистики в УзГУМЯ.

Элибаев, студенческая жизнь которого на этом вновь созданном факультета, продлилась недолго, после заметки в стенгазете был вызван для "беседы по душам" в Службу национальной безопасности (СНБ).

"Сотрудник СНБ, избегая прямого разговора, намеками дал понять, что их ведомство в курсе всего происходящего на факультете и угрожая неприятностями велел держать язык за зубами", - говорит Баходыр Элибаев.

По словам Элибаева они обвинили его в национализме и напомнили о футбольном матче между студентами факультета, где он принял участие в игре, где команды были разделены по этническому признаку: таджики (Баходыр Элибаев - таджик) и узбеки.

"Я попытался как мог убедить сотрудников СНБ, что я не националист, что единственная цель моих выступлений - привлечь внимание к проблемам страны, что, как я понимаю, и есть основная задача журналиста. Но все-таки меня заставили признать свою неправоту, и только потом отпустили, еще раз приказав держать свои мысли при себе".

Но неприятности для Баходыра Элибаева на этом не закончились. Вскоре преподаватель экономики Шамсутдин Базаров поставил ему "неудовлетворительно" (двойку). В приватной беседе с самим Баходыром и его отцом он признал, что поставить "неуд" Баходыру, отлично знающему предмет, он был вынужден под давлением деканата. Так в зачетной книжке Баходыра Элибаева появилась первая, из трех необходимых для отчисления, неудовлетворительных отметок.

Затем последовали второй "неуд" Элибаева по предмету страноведения, студент не смог ответить на все придирчивые вопросы преподавателя Носыра Камбарова (Nasyr Kambarov), третью "двойку" Баходыру поставила заместитель декана факультета Саодат Султансаидова по предмету "Культура речи журналиста".

Приказ об отчислении Баходыра Элибаева был подписан ректором университета в начале сентября. В этом приказе упоминаются еще 30 часов пропусков занятий без уважительной причины.

О том, что пропуски и "неуспеваемость" Баходыра лишь формальный повод избавиться от неудобного студента, говорит и то, что на факультете продолжают учиться студенты, у которых пропусков гораздо больше, чем у Элибаева и имеющие "неуд" по трем и более предметам.

Преподаватели факультета, работавшие с группой Баходыра Элибаева, утверждают, что вряд ли Баходыр мог получить "неуд" хотя бы по одному из трех предметов, тем более по трем сразу. Все они согласны, что реальной причиной его отчисления стали проявления его критического отношения к политике властей, замечания в адрес действий правительства, что "порочило честь факультета, и университета в целом" и компрометировало его руководство. Но никто из них не хотел назваться.

И видимо для многих преподавателей нового учебного заведения, многие из которых - это бывшие преподаватели журфака ТашГУ, уроки истории пошли на пользу. Никто из них не хочет терять свою работу или должности из-за своенравного студента, считающего своим гражданским правом критиковать если нужно даже решения правительства, или общую ситуацию в стране.

А те, кто понимает, что в том числе благодаря таким, как Баходыр Элибаев и могут начаться позитивные изменения в стране, что тогда не будут по политическим мотивам, несправедливо закрываться факультеты, не могут найти в себе силы заступиться за студента, старающегося уже на студенческой скамье реализовывать свое право на свободу слова и выражений в условиях Узбекистана и получающего за это первые шишки и тумаки.

========================

Александр Васильев - псевдоним независимого журналиста из Ташкента.

ИНСТИТУТ ПО ОСВЕЩЕНИЮ ВОЙНЫ И МИРА, представительство в Узбекистане.