Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Голоса миграции. Сами из Таджикистана: «Я старший и должен помогать остальным»

Голоса миграции. Сами из Таджикистана: «Я старший и должен помогать остальным»

Сегодня герой нашей постоянной рубрики «Голоса миграции» – Сами из Таджикистана. Аккуратно одетый, спортивно сложенный парень 22 лет, хорошо говорит по-русски. После окончания школы Сами сделал осознанный выбор – не продолжать учебу, а сменить отца, который многие годы трудился в России, чтобы содержать свою семью. Благодаря отчасти везению, но во многом собственным разумным действиям, Сами удалось найти хорошую работу и избежать многих неприятных инцидентов, которые происходят в России с мигрантами из Центральной Азии. За рассуждениями этого парня – уже мудрый и неизбитый взгляд на жизнь.

* * *

Я старший сын в семье, поэтому на мне большая ответственность. Я всегда это знал. У нас, таджиков, так принято: старшие всегда отвечают за младших и родителей. С детства я видел, как мой папа горбатится на всю семью. Моя мама всегда занималась домашним хозяйством, воспитывала нас, детей. А папа долгое время был в России и зарабатывал деньги, чтобы обеспечить семью. Он очень уставал, и поэтому после окончания школы я решил не учиться дальше. Сказал отцу: «Папа, я поеду в Россию вместо тебя». Он, конечно же, сначала был против, но выхода не было – подрастали другие дети, папа нужен был дома. А я поехал в Россию.

Хоть переверните меня, денег не найдете!

Мне было 18 лет, когда я впервые отправился в Москву. Наши земляки предложили мне работать на стройке вместе с ними, сказали, что здесь больше заработать можно. На пятый день моего приезда на улице меня остановила полиция. Они проверили мои документы и потребовали денег. Я им сказал: «У меня ничего нет. Переверните меня вниз головой, встряхните, и если что-то вывалится – всё будет вашим».

Они оценили мою шутку – посмеялись и отпустили меня. Тогда я подумал, что в Москве слишком много полиции, часто проверяют документы, и решил искать работу в других городах России – не всегда же мне будет везти на добрых полицейских. К тому времени, когда я поехал в Россию, от земляков я уже наслушался многих историй о том, как здесь свирепствует полиция.

Я узнал, что в одном городке есть фабрика, где требуются рабочие. И поехал туда. Городок маленький, но фабрика большая. Хозяева – турки. Меня взяли на работу. Мы выпускаем плинтусы, розетки и другие товары домашнего обихода. Со всего СНГ покупают нашу продукцию. Один раз я даже КАМАЗы видел с таджикскими номерами, в которые загружали товар с нашей фабрики. Так обрадовался – будто дома побывал.

На фабрике у нас интернациональный коллектив – русские, таджики, узбеки, молдаване. Наш хозяин создал нам нормальные условия – у нас есть общежитие, в нём душ, кухня, готовим сами. Чем больше работаешь, тем больше платят. И на качество работы смотрят. Работаем мы по 12 часов в сутки. Один день в неделю – выходной. Но я иногда и в свой отгул работаю. А что дома сидеть? Сопьёшься ведь. В городке нашем никаких развлечений нет. Люди здесь реально спиваются.

Особенности маленького городка

На фабрике работает много мигрантов, но немало и местных жителей. Они, как и везде, разные: есть и хорошие, и плохие, и никакие. Эти никакие – алкоголики. Они не утруждают себя работой, им нужно только на водку заработать. И пока зарплата есть, они пьют. Когда деньги заканчиваются, приходят на работу. От них всё время пахнет перегаром. Наши мастера ругаются на них и запрещают им пить. Те божатся и клянутся, что больше не будут, но всё равно пьют. Жалко их – от беспросветности своей пьют. Ничего вокруг они не видят. Из своего городка редко выбираются даже в Москву или другие города, а за пределы России вообще никогда не выезжали. Жизнь у них здесь скучная, и выход из этой скуки они видят только в водке.

В городе много одиноких бабулек-пенсионерок. Они иногда ворчат, что, мол, «понаехали тут», но в целом относятся к нам хорошо. Ведь мы им помогаем. Если нужно что-то починить дома, они обращаются. Нам их жалко – на старости лет у них никого нет. Одинокие они.

А молодые женщины здесь слишком свободные. Да и куда им деваться – они тоже хотят обыкновенного женского счастья. А какое тут счастье, когда мужики пьют. И остаётся женщинам искать счастье на стороне. Иногда бывает, звонит поздно ночью девчонка, которая с нами работает, и просит: «Забери меня отсюда, я пьяная, и одна боюсь».

Но это так – предлог. Ей после выпивки где-нибудь в кафе мужчина нужен. Я, конечно же, иду, вытаскиваю ее из кафе, провожаю домой, а она, действительно, пьяная. Как же с ней быть – если не проводишь, какой-нибудь дурак привяжется, а она потом уже ничего и не вспомнит. Вот и провожаю до дома.

Взаимовлияние

Земляки тоже выпивают, и узбеки, и киргизы. Но они, конечно же, меньше пьют, им нужно и деньги сэкономить, чтобы домой отправить. Они всё-таки думают не только о себе, но и о своих родных, которые остались дома. И мне нужно всех своих поставить на ноги. Вот у меня уже братишка учится в Москве и по-русски хорошо говорит. И ещё двое моих братиков учатся в душанбинских вузах. Подрастает сестренка. Ей тоже надо учиться. Поэтому мне нужно много работать. Я и работаю, а учиться у меня не получается – времени нет. Но я не жалею об этом. Ничего страшного, зато я подниму своих братьев и сестер, они будут образованными.

Наши таджики надо мной смеются: «Надо же, столько лет ты уже здесь живешь, и пить не научился. И насвай не пробовал». Действительно, не пробовал. А мне это и не надо. Но вот какая интересная штука получается. Русские в городке тоже приучились, как и многие наши, к насваю (азиатский «жевательный» табак. – Прим. «Ферганы»). Они по утрам после похмелья всегда насвай спрашивают. Некоторые мигранты теперь на этом бизнес делают. Привозят сухой насвай, там его разбавляют водой и продают. Мне это не очень приятно. Насвай плохо пахнет, а они его еще и выплевывают повсюду. Почему-то мы друг у друга не столько хорошему, сколько плохому учимся: наши пить начинают, а русские – насвай употреблять.

А если честно – мне нравится в этом городке. Тут я зарабатываю неплохие деньги, помогаю всем, кому нужна моя помощь. Я благодарен людям, которые взяли меня на работу, моим мастерам, которые научили ремеслу. За годы работы я улучшил свой русский язык. Здесь много хороших людей. Общаюсь со своими друзьями. По воскресеньям собираемся вместе, готовим плов, разговариваем, шутим друг над другом. И жизнь у нас, в общем-то, спокойная – не то, что в огромном городе.

Больше года не был дома в Таджикистане. Сейчас собираюсь ехать домой в отпуск. Не предупредил никого, сделаю им подарок. Как нагряну – вот радости-то будет для моих!

* * *

От редакции: Если вы хотите поделиться своей историей, случаем из жизни, рассказать о проблемах, в которыми вы столкнулись, будучи трудовым мигрантом, о том, как живет ваша семья, оставшаяся на родине или приехавшая вместе с вами в Россию, напишите или позвоните нам, и мы обязательно опубликуем ваш рассказ. E-mail главного редактора – dan@kislov.ru. Телефон редакции: +7(495)132-62-58. Связь с редакцией также возможна с этой страницы.

Международное информационное агентство «Фергана»