Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Шутки в сторону. Таджикские следователи передали дело Хайрулло Мирсаидова в суд

Шутки в сторону. Таджикские следователи передали дело Хайрулло Мирсаидова в суд

Хайрулло Мирсаидов. Фото с личной страницы в Facebook

В Таджикистане дело Хайрулло Мирсаидова стало одним из самых резонансных за последнее время. Осенью прошлого года Мирсаидов обвинил чиновников Согдийской области в коррумпированности в своем открытом письме, адресованном таджикистанскому президенту Эмомали Рахмону. Расследование началось - но не в отношении чиновников. Прокуратура обвинила самого Мирсаидова в «незаконной растрате бюджетных средств». Расследование, продолжавшееся почти полгода, завершилось, и 18 мая материалы дела должны быть переданы в суд. Для современного Таджикистана это будет новый процесс. К судам над политическими оппозиционерами, обвиняемыми в терроризме и экстремизме, в стране уже привыкли. А вот суд по обвинению в коррупции после публичного обращения к президенту страны, пожалуй, будет происходить впервые.

Кто такой Хайрулло Мирсаидов

Ему 40 лет. В прошлом работал корреспондентом радио Deutsche Welle, информагентства «Азия-плюс», сотрудничал с разными изданиями, в том числе с «Ферганой». В последние годы принимал активное участие в развитии движения Клуба веселых и находчивых (КВН) в Таджикистане, возглавив сборную команду республики, которая была сформирована в 2014 году.

За эти годы сборная Таджикистана стала финалистом лиги КВН Ала Тоо в Бишкеке в 2014 году, в 2015 году на фестивале в Сочи, где участвовали 400 команд, попала в число 70 лучших. В 2015 году таджикистанские КВНщики также стали финалистами Центральной лиги Москвы, в следующем году – чемпионами лиги Ала Тоо в Бишкеке, а в 2017-ом успешно участвовали в Центральной лиге Москвы.

Помимо этого, сборной Таджикистана в 2016 году была организована школьная лига КВН в Согдийской области, в которой приняли участие порядка 200 школьных команд со всего региона. Инициатива команды Мирсаидова была поддержана на республиканском уровне, и с прошлого года в КВН играют по всей стране. Кроме того, в прошлом году, учитывая успехи сборной команды Таджикистана, глава Согдийской области Абдурахмон Кодири распорядился построить театр имени Ходжи Насреддина, где и могли бы выступать команды КВН.

Собственно, именно организационные вопросы КВН и стали поводом для написания письма, которое, как считают многие сочувствующие Мирсаидову и правозащитники, послужило причиной для его уголовного преследования.

Письмо Рахмону

В ноябре 2017 года руководитель таджикистанских КВНщиков обратился с открытым письмом к президенту Таджикистана Эмомали Рахмону, генеральному прокурору Юсуфу Рахмону и председателю Согдийской области Абдурахмону Кодири. Суть письма – обвинение в коррумпированности главы Управления по делам молодежи и спорта Согдийской области Олима Зохидзода.

В своем письме Мирсаидов, в частности, рассказывает:

«В этом [2017] году Управление по делам молодежи и спорта Согдийской области возглавил Олим Зохидзода. В мае перед нашей поездкой на очередную игру в Москву я попросил его отдать средства, выделенные хукуматом (администрацией) Согдийской области для покупки микрофонов для проведения студенческой лиги КВН, на что он заявил, что я должен купить эти микрофоны за счет бюджета нашей поездки в Москву и предоставить квитанции ему. Это несмотря на то, что в этом бюджете эти средства не предусмотрены вообще.

Схема не новая. Я покупаю микрофоны, отдаю ему квитанции, а он в свою очередь выделенные деньги положит в карман? Иначе зачем ему нужна эта схема? Одним словом, он не только требует взятку в 1000 долларов, но и подталкивает меня на нецелевое использование государственных средств. Самое интересное, что эти средства я сам просил выделить хукумат Согдийской области, когда еще Зохидзода даже не занимал эту должность.

Я пожаловался на его действия в хукумат Согдийской области и уехал с командой в Москву. Однако сразу после возвращения на родину деятельность нашей команды одновременно начали проверять аудит и прокуратура Согдийской области.

И прокуратура, и аудит заявляют, что это всего лишь плановая проверка, но за 4 года нашей деятельности ни аудит, ни прокуратура никогда не проверяла нас. В ходе проверки финансовых отчетностей о наших поездках выясняется, что отчет о нашей поездке на 1/8 финала в апреле текущего года целиком исчез, хотя я его сдавал. В итоге аудит быстро оформляет итоги своей проверки и передает в прокуратуру. Куратор Управления молодежи и спорта, сотрудник прокуратуры Хуршед Худоерзода тоже ничего не хочет слышать о том, что я сдавал пропавший отчет.

В итоге я повторно обратился во все инстанции, чтобы восстановить отчет, одновременно документально доказав прокурору, что я на самом деле сдавал этот отчет Управлению молодежи и спорта. После этого я потребовал у Худоерзода провести очную ставку, пригласив руководителя Управления молодежи и сотрудников аудита, чтобы доказать, что я прав, и наказать настоящего виновника. Однако прокурор, обещав сделать это, начал избегать меня, отклоняя телефонные звонки. Это было в первых числах июля текущего года. Надо отметить, что проверка может длиться от трех до 10 дней максимум. Прокурор исчез на три месяца.

Надо отметить, что летом текущего года мы планировали провести международный фестиваль КВН в Худжанде, и председатель Согдийской области приветствовал нашу инициативу, обещая поддержать. Однако когда я занес бюджет, глава Управления молодежи проинформировал Абдурахмона Кодири, что у меня большие проблемы с отчетностями и мной занимается прокуратура. Другими словами, Зохидзода сам же уничтожил мой отчет, натравил проверяющие службы и начал дискредитировать перед властями.

Не выдержав такой лжи, я зашел на прием председателя области и рассказал все как есть, однако Олим Зохидзода наглым образом говорил неправду, заявляя, что не требовал у меня взятки и я пожаловался на него, после того как он всего лишь попросил у меня финансовый отчет. Таким образом, фестиваль КВН не состоялся, хотя приглашения командам из соседних стран я уже отправлял».

Пока один из сотрудников «бегал» от Мирсаидова, другие готовили в отношении главного таджикистанского КВНщика уголовное дело.


Хайрулло Мирсаидов (в центре) с игроками сборной КВН Таджикистана. Фото с личной страницы в Facebook

Дело Мирсаидова

Сам Зохизода назвал факты, изложенные в письме главы команды КВН, клеветой. Прокуратура не стала заниматься главой согдийского управления по делам молодежи и спорта, зато пятого декабря минувшего года пригласила к себе Мирсаидова. В тот же день главный таджикистанский КВНщик был задержан. Суд постановил взять его под стражу, Мирсаидова препроводили в худжандское СИЗО-1. Ему были предъявлены обвинения по четырем статьям Уголовного кодекса (УК) Таджикистана: в присвоении или растрате (статья 245), возбуждении национальной, расовой, местнической или религиозной вражды (статья 189), подделке документов (статья 340) и заведомо ложном доносе (статья 346).

Источник издания «Азии-плюс» в администрации Согдийской области рассказал, что уголовного дела против Хайрулло могло бы и не быть, если бы он публично и «бездоказательно» не заявил о вымогательстве взятки со стороны Зохидзода.


Хайрулло Мирсаидов. Фото с личной страницы в Facebook

В защиту Мирсаидова выступили международные правозащитные организации. Так, Human Rights Watch и Норвежский Хельсинкский комитет потребовали от властей Таджикистана обеспечить права Мирсаидова, в том числе свободу от жестокого обращения и доступ к адвокату, а также ускорить процесс его освобождения. С призывом освободить руководителя команды КВН также выступили Международный комитет по защите журналистов и Коалиция против пыток в Таджикистане.

В своих обращениях правозащитники акцентировали внимание на том, что ситуация с правами человека в стране ухудшилась в целом за 2017 год: власти усилили жесткое подавление свободы выражения и ассоциаций, мирной политической оппозиционной деятельности, независимой адвокатуры. Свыше 150 политических активистов, в том числе ряд адвокатов, по-прежнему остаются несправедливо заключенными в тюрьму, а родственники диссидентов, которые критикуют правительство из-за пределов страны, подвергаются насильственному возмездию со стороны властей, включая произвольные задержания, угрозы насилия, конфискацию паспортов и собственности. За минувший год по меньшей мере 20 журналистов покинули Таджикистан, опасаясь судебного преследования за свою профессиональную деятельность.

Между тем, свою должность в феврале по собственному желанию покинул глава согдийского областного управления по делам молодежи и спорта Зохидзода.

Отметим, что еще 26 января прокурор Согдийской области Хабибулло Вохидов заявил на пресс-конференции, что уголовное дело в отношении журналиста и лидера таджикской команды КВН Мирсаидова не расследуется под грифом «секретно». Он заверил журналистов, что по окончании следствия прокуратура представит СМИ все подробности дела. Однако ни по ходу расследования, ни после передачи материалов в суд прокуратура так и не выступила с публичными разъяснениями по поводу дела Мирсаидова. Информация об этом деле появлялась крайне скупая и из конфиденциальных источников. В частности, именно из своих источников, близких к следствию, журналистам удалось узнать, что в итоговом заключении прокуратуры с Мирсаидова были сняты обвинения по статье УК в разжигании национальной, расовой, местнической или религиозной вражды «из-за отсутствия неопровержимых улик». Кроме того, по версии следствия, из выделенных бюджетных средств Хайрулло Мирсаидов «использовал не по назначению» лишь 100 тыс. сомони ($11 тыс.), а не 300 тыс. сомони ($33 тыс), как утверждалось ранее.

«Опозорена вся страна»

О крайней скупости информации о деле Мирсаидова упомянул и доктор юридических наук, известный правовед Шокир Хакимов в комментарии для «Ферганы».

«Дело в том, что при наличии политической воли с самого начала с учетом личности Хайрулло Мирсаидова, его гражданской позиции и особенностей его профессиональной деятельности органы правосудия могли применить более адекватные меры пересечения в отношении него. Однако суд решил удовлетворить просьбу правоохранительных органов и заключить Мирсаидова под стражу. К сожалению, комментировать предъявленные обвинения или прогнозировать исход судебного процесса трудно, поскольку по существу данного уголовного дела с самого начала очень мало информации.

По моему мнению, все-таки из-за ангажированности судебной системы и судей в условиях Таджикистана невозможно ожидать оправдательный приговор. Поскольку в противном случае тем, кто принял решение в течение шести месяцев содержать Мирсаидова в СИЗО, придется не только компенсировать ему материальный ущерб, но и расстаться со своими должностями в системе правоохранительных органов страны. Полагаю, его могут не лишить свободы, но дадут условный срок и обяжут выплатить определенную сумму в пользу государства или органов исполнительной власти, в частности, областного комитета по делам молодежи и спорта», - сказал Хакимов.

Один из таджикистанских журналистов на условиях анонимности заявил, что дело Мирсаидова политически мотивированное, но единственное, что могут сейчас предпринять сторонники демократии в Таджикистане, – это приложить максимум усилий к его освещению.

«Я считаю, что Хайрулло Мирсаидов — политический диссидент и сейчас отбывает срок по политическим мотивам. Он страдает не за журналистскую деятельность, так как в последние годы уже практически не занимался журналистикой, и обвинения, предъявленные ему, не связаны с журналистикой. Но он преследуется государственными органами Таджикистана и содержится непозволительно долгий срок в СИЗО, что фактически является отбыванием наказания в стране, которая в отчетах международных организаций является государством несвободного политического режима. Одно это попадает под стандарты политического преследования. Он политический диссидент уже потому, что его преследует государственная машина, которая по международным стандартам является неадекватной и недемократичной. Сам факт того, что к нему применен арест и содержание в СИЗО с постоянным продлением срока изоляции вместо обычных вызовов на допрос, говорит о том, что государственная машина, как она делала уже не раз, включила механизм прессинга.

Крупные международные организации, такие как ООН и ОБСЕ, должны официально признать Мирсаидова политическим диссидентом и поставить вопрос о его освобождении домой под подписку о невыезде и переводе его дела из криминального процесса в административный. Любое государство, имеющее практику защиты диссидентов и свободомыслия, предоставляющее право убежища для таких лиц и гордящееся такой своей исторической практикой, например, США, Великобритания, Германия, Канада или страны Скандинавии, обязаны поднять на уровне Совета Европы или ООН вопрос защиты Хайрулло. А единственное, что может сейчас делать гражданское общество Таджикистана, те, кто хотят видеть демократическое развитие страны, — максимально освещать эту тему и донести до самых верхов указанных государств и организаций информацию о деле Хайрулло Мирсаидова», - высказал мнение «Фергане» журналист из Таджикистана.

Независимый таджикский журналист и политический обозревать Темур Варки считает, что расследованием в отношении Мирсаидова «опозорена вся страна».

«Дело Хайрулло Мирсаидова вызывает недоумение у всех здравомыслящих людей. Они не понимают, как можно преследовать журналиста, руководителя КВН за шутки, звучащие со сцены, и за отказ давать взятку чиновнику. Те чиновники, которые предъявили Хайрулло Мирсаидову обвинения по четырем статьям, в том числе в возбуждении вражды, растрате и подделке документов, подобными обвинениями разоблачают не только себя — они подставляют страну и ее руководство. Эти чиновники в целях самообеления выставляют всю страну на всеобщее осмеяние. Они подтверждают и демонстрируют, что шутки о коррупции и круговой поруке вороватых бюрократов — это не шутки, а реальность. Они показывают, что шутить на эти темы в Таджикистане нельзя. Они показывают правоту Хайрулло Мирсаидова, публично раскрывшего коррупционную схему и факт вымогательства со стороны чиновников, от которых зависело финансирование команды КВН Таджикистана. Это признание, что высмеивать новых ростовщиков, коррупционеров в Таджикистане нельзя, что права на свободу слова граждане Таджикистана лишены. Какой-то мелкий чиновник и его начальство решили, что деньги, выделенные бюджетом на команду КВН, — это лакомый кусочек, а в результате опозорена вся страна», - подчеркнул Варки.

Александр Рыбин

Международное информационное агентство «Фергана»