Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Через 10-15 лет национальный состав жителей Москвы существенно изменится

18.06.2002 00:00 msk, Владимир Емельяненко

Миграция  Россия

ВАЛЕРИЙ ТИШКОВ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН: ЧЕРЕЗ 10-15 ЛЕТ ГОРОД БУДУТ НАСЕЛЯТЬ ДРУГИЕ МОСКВИЧИ

Мировые темпы миграции в поисках лучшей доли сегодня таковы, что Москва на глазах у одного поколения меняет свое этническое лицо. О том каким оно будет завтра - разговор с директором Института этнологии и антропологии РАН Валерием ТИШКОВЫМ.

- Большую часть истории многоэтничная Москва была вполне приличным городом по части мирного сожительства граждан разной веры и национальности. Власти и население были способны обеспечивать порядок и защищать москвичей от насилия, в том числе и от уличных погромов, которыми в Российской империи "прославились" Кишинев или Киев. Я уверен, что сейчас столица способна ужиться с новыми жителями, хотя по человеческому облику уже никогда не будет походить на ту, которой была 10 или 20 лет тому назад. Этнический состав детей, играющих в московских дворах, сильно изменился. Это означает, что через 10-15 лет взрослые москвичи будут внешне выглядеть по-другому и разговаривать не только на русском языке. И если взрослые не научатся у играющих в песочницах деток тому, как надо ладить, не взирая на цвет волос и форму носа, то униженные сегодня будут мстить за унижения завтра. Те, кого сегодня таскают в отделение милиции, чтобы после "выкупа" отпустить, этого не забывают и еще своим детям расскажут.

- Опыт "арабского" Парижа или "пестрого котла" Нью-Йорка, если приживется в многонациональной Москве, застрахует от погромов Лос-Анджелеса или апартеида ЮАР?

- У Москвы есть свой опыт. У нас едва ли будут этнические кварталы или что-то типа негритянских гетто. Смешанное проживание в городе будет сохраняться и это лучше. Но будут образовываться места отдыха и совершения ритуалов для определенных общин. К этому следует относиться терпимо, как когда-то к Немецкой слободе или к праздничным гуляниям татар в Измайлово.

А хорошая жизнь не есть гарантия исчезновения расовых проблем. Наоборот, может появиться больше материальных возможностей для экстремистской пропаганды, как это имеет место в США, где более 500 экстремистских организаций и где Интернет прочно оккупировали разного рода ультраправые. Для противодействия необходим более точный диагноз явления. В России в связи с ростом миграционных потоков и стремительно меняющейся жизнью, распространяется экстремизм ксенофобского толка, основанный на этно-расовой нетерпимости, а также экстремизм неофашистского толка, основанный на идеях группового неравенства и отторжении культурных различий, на пропаганде тоталитарного порядка и ненависти.

Наши экстремисты придают расовый смысл даже воображаемым внешним различиям между людьми. Например, клише "лица кавказской национальности" и все, что из этого проистекает мерзкого, в том числе задержание милицией при выходах из московского метро лиц с темными волосами, есть расизм, в отправлении которого, к сожалению, участвуют и представители власти.

- Почему элементы расизма принимают государственный характер?

- Ситуация стала ухудшаться, отчасти, по причине актуализации этой проблемы, а значит и ее пропаганды, пусть и в форме осуждения. Журналисты никогда не согласятся, что они могут стать причиной "новой волны" расизма, но акт речи способен вызывать реальность, а тиражированные слова могут стрелять сильнее пули. Если Владимир Познер сажает рядом с собой Владимира Жириновского, а во всех телевизионных ток-шоу присутствует Алексей Митрофанов, и оба - с разжигающими вражду заявлениями и репликами, а Савик Шустер не может справиться с расистской демагогией губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, то в итоге среди телезрителей появляются рекруты экстремизма. Обывателю некогда разбираться в митрофановской лжи. Мол, "попробуйте поехать в Баку торговать, там неазербайджанца сразу же выбросят с рынка". И в Баку, и в Ташкенте, и в Кишиневе на рынках торгуют люди разных национальностей, но нашему обывателю ответ подсказан - выбрасывать азербайджанцев.

Поэтому важно противодействовать экстремизму через отказ в публичности. На ТВ-экранах и в печати не должны появляться и цитироваться не только активисты экстремизма, но и сообщения на эту тему должны носить дозированный характер, без пересказа аргументов и показа "как это делать".

- Вы за цензуру?

- За самоцензуру.

- Не кажется ли вам, что одна из причин болезненного отношения общества к меняющемуся этническому составу Москвы - нытье и апокалиптическая оценка событий последнего десятилетия?

- Так политики борются за власть. От Явлинского до Зюганова, а также каждое новое правительство не хочет признать позитивные перемены, которые произошли в России, а тем более в Москве, ставшей одним из процветающих городов мира. Стараниями политиков в стране царит риторика жалоб, разжигающая ненависть. Она нуждается в адресате, и его находят в "мигрантах", "евреях", "антипатриотах" и прочих "не наших". Здесь важен общественный мониторинг проблемы. Если в классе учителя не реагируют на обидные клички этнического содержания, то это плохо. Если родители или преподаватели не реагируют, когда молодой человек обрил голову и стал носить черную одежду, а у его кровати появились портреты разных фюреров, то это очень плохо. Если взрослые и общественные организации не могут остановить появление на улице подростков со свастикой и спокойно взирают, как у их дома продают расистскую литературу, то это беда. Если чиновники или владельцы помещений сдают помещения для собраний подобных групп, а хозяева типографий готовы печатать все, за что платят, то это есть соучастие в преступлении.

- Но ведь главное зависит от мер, принимаемых властью.

- Государство несет главную ответственность за противодействие расизму, но и обществу пора прекратить беспомощные завывания. Тут стратегия - государственное правовое преследование экстремизма. У нас несовершенный, но закон есть. Полагаю, нужно наказывать не за оскорбление смутно понимаемаемой "национальной чести", а за умышленное или неумышленное разжигание любой формы межгрупповой розни и за осуществление насильственных действий. Из-за того же, что действия в этой сфере вялые и сомнительные, происходящие вспышки ненависти и насилия заканчиваются не приговорами судов, а скандалами и стыдными для страны визитами в МИД иностранных послов.