23 april 2024




Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Суд над правозащитником Азимжаном Аскаровым превратили в судилище

05.09.2010 19:30 msk, Фергана.Ру

Кыргызстан

Судебный процесс по делу правозащитника Азимжана Аскарова из Джалал-Абадской области Кыргызстана, который обвиняется в убийстве милиционера, превратился в скандальное шоу, сообщает «Голос Свободы» (Voice of Freedom, Бишкек).

Как сообщает издание, родственники погибшего при молчаливом попустительстве судьи и сотрудников милиции угрожали адвокатам подсудимых прямо в зале суда. Родственников и родных подсудимых в зал не пустили, а закидали камнями и избили за оградой здания суда.

Азимжан Аскаров был задержан 16 июня 2010 года по подозрению в организации массовых беспорядков и доставлен в изолятор временного содержания Базар-Коргонского РОВД. 17 июня ему было предъявлено первоначальное обвинение в участии в массовых беспорядках, призывах к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и возбуждении национальной вражды с применением насилия...

- Начался суд над правозащитником Азимжаном Аскаровым
- Азимжану Аскарову официально предъявлены обвинения
- Amnesty International сообщает о применении пыток к Азимжану Аскарову
- Призывают соблюсти законность в деле Азимжана Аскарова
- Джалал-Абад: Жизнь после войны
- Генпрокуратура не собирается снимать обвинения с А.Аскарова
- Human Rights Watch: А.Аскарова необходимо немедленно освободить под залог
Вопреки просьбе защиты перенести рассмотрение дела в более отдаленный район, судебное рассмотрение по делу Аскарова началось 2 сентября в селе Масы Ноокенского района Джалал-Абадской области. Село Масы находится в 15 километрах от села Базар-Коргон, где 13 июня 2010 года произошли массовые столкновения, в которых погибли десятки людей, в том числе, один сотрудник милиции.

Очевидцы фиксировали ряд нарушений процессуального кодекса с самого начала судебного процесса. Во-первых, назначенный на 9 часов утра 2 августа процесс начался только в 11:15. Судья Алимбаев и не пытался объяснить двухчасовую задержку.

Во-вторых, два родных брата, сестра и жена убитого милиционера Сулайманова в течение всего процесса обзывали подсудимых нецензурными словами и несколько раз повторили, что рано или поздно убьют их всех. Судья опять таки не принял никаких решительных мер, чтобы остановить этот произвол.

В-третьих, адвокаты были настолько запуганы после первого процесса, что соглашались рассказывать о процессе при условии, что присутствующие журналисты не будут озвучивать фамилии того, кто сообщает ту или иную информацию.

Вместе с Аскаровым на скамье подсудимых - еще 6 человек, среди которых одна женщина. Почти все подсудимые свидетельствуют, что именно Аскаров был их организатором при убийстве милиционера. Однако за время всего процесса у правозащитника так и не было возможности задать вопросы потерпевшим и другим подсудимым.

По заявлениям адвокатов, судья Нургазы Алимбаев вел дело с обвинительным уклоном, ни в коей мере не обеспечивая состязательность сторон.

Зал судебного заседания заранее был заполнен сотрудниками милиции в гражданской форме. Родственников подсудимых в зал не пустили из-за «отсутствия мест». При этом, родственники погибшего сотрудника милиции прошли в зал беспрепятственно.

Присутствовавшие на процессе очевидцы, попросившие не раскрывать их имен, рассказали, что женщины из числа родственников погибшего милиционера Мыктыбека Сулайманова неоднократно избивали адвокатов. Адвокату Тамаре Томиной, по их словам, заявляли, чтобы она «убиралась в Россию». Один из родственников даже кинул стеклянный стакан в решетку, где находились подсудимые. Стакан разбился об решетку, а осколки полетели в сторону Томиной.

Примерно часов 14.00 был объявлен перерыв. В это время в присутствии сотрудников милиции в форме родственники погибшего стали забрасывать камнями и избивать палками родственников подсудимых, стоявших за оградой здания суда. Когда женщины обратились за защитой к стоявшим рядом сотрудникам милиции, с их стороны посыпалась нецензурная брань и оскорбления.

До самого окончания процесса в 17.00 оскорбления и угрозы в отношении адвокатов не прекращались. Им не давали возможность заявлять ходатайства и задавать вопросы потерпевшим.

Адвокаты несколько раз ходатайствовали о передаче дела в другой суд, в котором была бы обеспечена безопасность и равный доступ к справедливому судебному разбирательству. Судья Алимбаев не только отказал в этом, но даже пригрозил, что в случае неявки адвокатов на процесс напишет ходатайство о лишении их адвокатской лицензии.

Адвокаты уверены, что в таких условиях они не могут полноценно защищать своих подзащитных. Один из защитников осужденных, попросивший не называть его имени, рассказал «Voice of Freedom» о своем видении ситуации.

«Сейчас вопрос не в том, что делать на процессе, чтобы хоть как-то вернуть его в законное русло. Мы задаемся вопросом: стоит ли вообще в нем участвовать? Исход дела уже ясен, никто и не пытается выслушать наше мнение, наши аргументы. Это не суд, а показательное судилище, когда прежде чем осудить человека, создают видимость судебного разбирательства. Судья не удалял людей, которые матом кричали на нас все 4-5 часов процесса, не дал возможности задать вопросы, молча наблюдал за грубыми нарушениями процессуального кодекса. Поэтому говорить о планах на процессе, исход которого уже решен – невозможно».

Между тем, международная правозащитная организация Amnesty International уже выразила протест в связи с «насилием в ходе судебного разбирательства по делу узника совести Аскарова».

«Судебные чиновники, в том числе судьи, как сообщается, вмешивались лишь изредка, чтобы остановить насилие и восстановить порядок. Адвокатам подсудимых не была предоставлена возможность допросить свидетелей и заявлять ходатайства», - сообщается в обращении Amnesty International. – Мы считаем, что Азимжан Аскаров стал мишенью из-за своей деятельности по защите прав человека».

Следующее заседание суда назначено на понедельник, 6 сентября, в 10:00 утра. В настоящее время адвокат Нурбек Токтакунов готовит ходатайство Верховному суду о переносе судебного процесса в город Бишкек. Его ходатайства в нижестоящие инстанции суда по этому вопросу не дали результатов.






РЕКЛАМА