13 october 2024




Новости Центральной Азии

Узбекистан: Татьяне Довлатовой запретили выступать адвокатом собственного сына

29.08.2011 16:18 msk, Фергана

Узбекистан

Правозащитнице Татьяне Довлатовой, преследуемой властями Узбекистана, не удалось оказать своему собственному сыну услуги адвоката, хотя это и не запрещено законом.

23 августа 2011 года ташкентская правозащитница Татьяна Довлатова письменно обратилась к начальнику Яккасарайского РУВД г. Ташкента, к начальнику следственного отдела, а также к самому следователю Александру Югаю с просьбой допустить её в качестве защитника по делу своего сына Юрия Николаева, арестованного 22 августа 2011 года.

Напомним, Юрий Николаев был задержан милицией 22 августа по подозрению в хранении и сбыте героина (Подробности – здесь). Обвинения в его адрес основываются на показаниях внештатного сотрудника милиции. Родственники Юрия до сих пор не получили на руки копии постановления о его аресте. Известно, что в настоящее время он находится «в Таштюрьме на 15-дневном карантине». Что это за карантин и почему он находится не в районном ГУВД, не понятно.

Юрий Николаев и Татьяна Довлатова
Сын и мать - Юрий Николаев и Татьяна Довлатова

Как сообщила «Фергане» сама Татьяна Довлатова, ее сын, 1980 года рождения, никогда не употреблял никаких наркотиков, однако ранее был болен алкоголизмом. «Он восемь лет жил в России, работал в Волгограде и Подмосковье, приехал недавно. О людях, которые были с ним задержаны, я никогда не слышала, у него не было таких друзей».

Ответ на свою просьбу выступить адвокатом сына Татьяна Довлатова получила только от следователя А.Югая. В нем указано (орфография сохранена): «Ваше заявление нами рассмотрено согласно ст. 49 ч.2 УПК РУз Вам отказывается принимать участие в уголовном деле в качестве защитника обвиняемого – Николаева Ю.В.»


На вопрос о том, есть ли Юрия другой защитник, и если есть, то почему Татьяна настаивала на привлечении ее в качестве адвоката, Довлатова ответила, что «адвокат – молодой парень двадцати шести лет, неопытный. Кроме того, адвокаты нас всегда сдают, мы доверяем только своим коллегам-правозащитникам или самим себе. Адвокаты попросту боятся участвовать в делах против правозащитников и их родственников. Я не уверена, что сотрудник адвокатской фирмы «Avangard-Femida» Абдулазиз Абдухашимов, назначенный моему сыну адвокатом от государства, сможет его защитить».

По словам Татьяны Довлатовой, арест ее сына – часть давления на нее, которое продолжается уже несколько лет и усилилось в последнее время. Органы власти не чураются использовать для прессинга на правозащитницу ее близких родственников.

«Сначала они весь июнь следили за моим зятем. Он торговал мороженым. За ним ездили по пятам и закрывали те цеха [по производству мороженого], которые он посещал. Они осуществляют блокаду, намеренно угнетают! Потом взялись за Юрку», - рассказывает Татьяна.

По словам Довлатовой, ей с большим трудом и всего один раз удалось добиться свидания с сыном. Это произошло вечером 26 августа, после того как правозащитница устроила возле следственного изолятора пикет с требованием допустить ее к Николаеву. «Мне показали его всего на две-три минуты. Сотрудники все время находились рядом, не дали пообщаться один на один. Я попросила Юру поднять рубашку, чтобы убедиться в том, что его не пытали. Однако, ему не разрешили этого сделать. Или он сам побоялся…», - говорит Т.Довлатова

Юрий Николаев подписал заявление об отказе от услуг матери, как адвоката. По словам правозащитницы, сделал он это, очевидно, под давлением следствия. «Я знаю, что у нас в милиции бьют. И очень боюсь за своего сына»

Напомним, согласно законодательству Узбекистана, защитник допускается к участию в деле на любой стадии уголовного процесса, а при задержании лица - с момента фактического ограничения его права на свободу передвижения. Следователь или другое должностное лицо не имеют права оказывать давление на обвиняемого в выборе и возможности для своей защиты (защитника), а отказ близкому родственнику быть допущенным в качестве защитника должен быть обоснован.

«Фергана» продолжает следить за ситуацией вокруг правозащитницы Татьяны Довлатовой.






РЕКЛАМА