9 october 2024




Новости Центральной Азии

Казахстан: Нефтяник, на чьих показаниях строилось обвинение в суде по Жанаозену, заявляет о пытках

12.04.2012 13:37 msk, Фергана

Казахстан

В Актау (Казахстан) продолжается суд по массовым беспорядкам в Жанаозене 16 декабря 2011 года. Подсудимый Талгат Калиев, на показаниях которого против активистов Талгата Сактаганова и Розы Тулетаевой строилось обвинение нефтяников, отказался от своих слов. Т.Калиев заявил, что оговорил нефтяников, потому что его пытали.

Накануне должен был проходить допрос Талгата Калиева, но ему стало плохо, нефтяник не мог говорить. Однако судья велел прокурорам прочесть показания Талгата Калиева, которые он дал во время следствия. В этих показаниях он обвиняет нефтяников в организации массовых беспорядков.

Однако на следующий день, 11 апреля, Калиев выступил в суде. Его речь цитирует на своей странице в «Фейсбуке» Галым Агелеуов, член международного комитета «Жанаозен - 2011». «Вчера я был болен, - сказал Калиев. - И сейчас чувствую себя плохо, потому что с тех пор, как меня 18 декабря в Жанаозене схватили и во время допросов беспощадно избивали, я потерял здоровье.

Допросы проходили под мощным физическим, психологическим давлением, били табуреткой по голове, пугали проблемами со старшим сыном. Когда меня начали допрашивать, я пытался говорить правду, что никто из подсудимых не имеет отношения к восстанию, что никто не хотел никаких переворотов, что когда мы стояли на забастовке, то отстаивали свои трудовые права, поэтому никаких других целей не преследовали. Мы проводили забастовку согласно Трудовому кодексу. Стояли семь месяцев не ради того чтобы устроить столкновения с органами власти. Мы доверяли этой власти и ждали, когда справедливо будут решены наши вопросы. За время забастовки мы никого не трогали, не портили имущества, не мешали общественному порядку.

Меня схватили на улице и привезли на допрос.

Там я буквально стоял в крови – весь пол был в крови. Допросы проводили сутками, не давали спать. Адвоката не было. Меня обманывали, мне говорили, что если я буду говорить все, что мне скажут, то меня отпустят домой и с семьей ничего не случится. Я просил их, умолял, плакал. Никакой вины за собой не чувствовал.

Вчерашние показания, которые были зачитаны прокурорами – от них я отказываюсь. Потому что они были добыты путем пыток. Я вынужден был согласиться на эти показания, потому что думал, что придет суд, и в суде я расскажу всю правду, и суд мне поверит. Надежды на то, что меня слушали бы во время допросов, не было никакой, я их боялся. У меня пятеро детей, один ребенок инвалид. Боялся, что станут давить на мою семью, если я не дам признательные показания, которые они из меня выбили.

Даже в СИЗО они продолжают на меня давить. Почему меня вчера посадили в отдельную камеру? Хочу сказать, что не признаю все показания, которые были получены следствием в результате психического и физического давления. Все было получено обманным путем!»

Это очередное - четвертое - заявление о пытках во время следствия по жанаозенским событиям. Об избиениях заявлял подсудимый Парахат Дюсембаев, о том же говорили другие подсудимые, в том числе Максат Досмагамбетов: «Когда мы попали в изолятор, нас избивали, над нами издевались, но представители органов правопорядка, к которым мы обращались с жалобами, не принимали никаких мер». О пытках говорил подсудимый Есенгельды Абдрахманов, который заболел в СИЗО туберкулезом, принявшим открытую форму: по словам Б.Абилова, подследственного «избивали всю ночь, раздели догола, положили на металлический пол, обливали холодной водой, а это в декабре. Затем толстый омоновец прыгал на нём до тех пор, пока у него не пошла кровь изо рта. На просьбу вызвать скорую, ему отказали».

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА