6 december 2024




Новости Центральной Азии

Матери репрессированного в Туркмении студента запретили ставить надгробие на могиле мужа

Матери туркменского студента Омриузака Омаркулыева, организовавшего туркменское студенческое сообщество в Турции и осужденного после этого на родине на 20 лет тюрьмы, запретили ставить надгробие и любые опознавательные знаки на могиле мужа, сообщает сайт «Альтернативные новости Туркменистана» (АНТ).

50-летний Ширинбай Омаркулыев, по данным источников «Азатлыка», скончался в первой половине мая спустя три дня после приговора сыну. Дом Омаркулыевых в городе Достлук Лебапского велаята находится под наблюдением органов безопасности, которые фотографировали и допрашивали людей, пришедших на поминки, задавая, в частности, вопросы о знакомых и связях за границей. «Из-за этой ситуации люди даже боятся приходить к их соседям», — рассказал источник. При этом, по его словам, «власти взяли на себя расходы на поминки, но строго-настрого предупредили родственников, чтобы не было разговоров».


Могила Ширинбая Омаркулыева. Фото с сайта Habartm.org

Как рассказал источник АНТ в Достлуке, мать Омриузака Кызларгуль, которая работает учительницей истории в местной школе, 26 июня вызвали в сельсовет и настоятельно посоветовали не устанавливать на могиле мужа ни надгробие, ни даже временную табличку с указанием его имени и дат жизни и смерти. Когда Кызларгуль отказалась, ее предупредили: «Подумай о своих дочерях». Беседовавшие с ней люди не представились. По словам источника, на женщину давят со всех сторон, вызывают на беседы, «постоянно звонят и требуют молчать и муже, и о сыне».

Омаркулыев обучался на втором курсе Университете Горкут Аты в городе Османие (Osmaniye Korkut Ata University) в Турции. 21 января он дал интервью «Азатлыку», в котором рассказал о том, что посольство Туркменистана проявило интерес к созданной им организации и выразило ей поддержку. По приглашению Центризбиркома и при содействии консула Туркменистана в Анкаре 14 февраля Омрузак вернулся на родину, чтобы 21 февраля поучаствовать в одном из предвыборных мероприятий в Ашхабаде. Ему обещали, что дорожные расходы оплатит Центризбирком. Больше из страны его не выпустили.

Студент ночевал в аэропорту и жаловался независимым СМИ, что не может продолжить обучение и воссоединиться с женой, оставшейся в Турции, а затем, после того как он обратился к президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову с просьбой повлиять на ситуацию, его связь с журналистами прервалась. Как выяснилось в июне, его арестовали и в мае приговорили к 20 годам заключения. В чем обвинили Омаркулыева, выяснить не удалось. Общественный активист находится в тюрьме Овадан-Депе.

Отказ в выезде из страны без всяких оснований или по надуманным поводам (вроде селфи, сделанного в очереди за билетами) — это обычная практика властей Туркмении. В целях борьбы с миграцией туркменские власти запретили выпускать сначала граждан до 30 лет, затем увеличили возраст невыездных до 40, хотя официально существование таких запретов в миграционной службе не подтверждают. О запрете граждане узнают обычно на стойках регистрации, благополучно купив билет. В аэропорту Ашхабада даже появились специальные кассы для продажи билетов на места, освободившиеся после того, как пассажиров не допустили на рейс по тем или иным причинам.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА