23 april 2024




Новости Центральной Азии

Таджикский суд не заметил нарушений Генпрокуратуры в восьмилетнем расследовании гибели подследственного

Исмонбой Бобоев. Фото с сайта News.tj
Суд района Сино города Душанбе отказал в удовлетворении иска правозащитников в отношении Генпрокуратуры страны по делу Исмонбоя Бобоева, погибшего в результате пыток в здании УБОП Согдийской области восемь лет назад. Об этом сообщает Радио «Озоди».

В начале июня текущего года адвокат Абдурахмон Шарипов при поддержке «Независимого центра по защите прав человека» подал в суд на Генеральную прокуратуру республики. По мнению юриста, прокуратура допустила нарушение подследственности по делу погибшего в 2010 году Бобоева. При этом расследование продолжается уже восемь лет, но результатов нет до сих пор.

Следствие прекращалось и возобновлялось несколько раз. В январе 2018 года адвокат обратился в прокуратуру с просьбой, чтобы расследование было вновь начато, а виновные привлечены к ответственности. В начале февраля он получил ответ, что следствие возобновят, но при этом его передадут в МВД Таджикистана (то есть ведомству, с которым были связаны подозреваемые в пытках). Юрист обжаловал это решение, но получил отказ. После этого обратился в суд.

В итоге судья Мирзо Одиназода в своем решении, копия которого попала в распоряжение «Озоди», отмечает, что в своем постановлении Генпрокуратура не допустила никаких нарушений.

Ранее, в 2017 году, Комитет ООН по правам человека, рассмотрев жалобу по этому делу, признал неэффективность расследования. Он направил правительству Таджикистана обращение, отметив, что «с момента смерти Исмонбоя Бобоева прошло семь лет, но до сих пор неизвестны точные обстоятельства смерти». «Органы государства-участника, – говорилось в обращении, – все еще не предъявили обвинения, не привлекли к ответственности и не передали в суд дела лиц, причастных к данной смерти, имевшей место при крайне подозрительных обстоятельствах во время содержания жертвы под стражей».

Исмонбой Бобоев работал в России, получил российское гражданство. В феврале 2010 года он приехал в Исфару (Согдийская область) навестить родителей. Однако его задержали сотрудники УБОП Фирдавс Шокиров и Манучехр Акбаров, заподозрив в причастности к экстремистской организации. Бобоева доставили в Худжанд, в здание РУБОП по Согдийской области. Находясь в кабинете одного из сотрудников, задержанный скончался.

По официальной версии, Бобоев умер от «механической асфиксии» при западении языка. Однако отец погибшего заметил на его теле следы пыток. Позднее он добился эксгумации и нового заключения, признавшего причинами смерти «электротравму, острую сердечно-сосудистую и дыхательную недостаточность». Шокирова и Акбарова уволили, но наказания они не понесли. Их арестовывали, но вскоре отпустили – по слухам, за взятку в несколько сотен тысяч долларов.

В 2017 году правозащитники составили карту, на которой отмечены населенные пункты, из которых поступали жалобы на пытки. Большинство жалоб, как отмечалось, касалось сотрудников милиции. При этом подобные случаи продолжаются. Так, в марте 2018 года в Душанбе после допроса в милиции скончался автомеханик Абдурахмон Назаров. По словам его родственников, он умер в результате пыток. По официальной версии, причиной стал инфаркт.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА