17 september 2024




Новости Центральной Азии

Таджикские силовики сняли с авиарейса 10-летнюю дочь правозащитницы Худойдодовой

Гулджамиламо Худойдодова и Фотима. Фото с сайта Akhbor-rus.com
Власти Таджикистана отказались выпустить из страны 65-летнюю мать и 10-летнюю дочь правозащитницы Шабнам Худойдодовой, проживающей в эмиграции. Их сняли с рейса Душанбе — Алма-Ата 4 августа, сообщает «Ахбор» .

Мать Шабнам Гулджамиламо Худойдодова сопровождала внучку Фотиму в Казахстан. В дальнейшем она собиралась отвезти ее в Польшу — для воссоединения с матерью, которая живет в Варшаве последние два года.

Они сели в самолет, но перед самым вылетом их вывели сотрудники госбезопасности. Женщине и ребенку заявили, что они находятся под наблюдением, и что им не позволено покидать территорию страны. Их также допросили.

«Они прошли регистрацию, паспортный и таможенный контроль и уже сидели в своих местах в салоне самолета, но пришли представители органов безопасности, и их сняли с рейса, а потом подвергли допросу прямо в здании аэропорта, — рассказала правозащитница. — Спрашивали о целях их поездки, о том что почему сама Шабнам не может приехать навестить их здесь, в Таджикистане? Оказывается, их имена в списке людей, которым запрещено покидать Таджикистан».

По словам Шабнам, ее семья, проживающая в Кулябе, находится под наблюдением властей уже несколько лет. У ее матери на этом фоне ухудшилось здоровье — правозащитница рассчитывала помочь ей с лечением в Польше.

Шабнам Худойдодова в прошлом участвовала в запрещенной оппозиционной «Группе 24». Она поддерживала критику в адрес руководства Таджикистана, выступая за проведение демократических реформ. Опасаясь преследований на родине, она некоторое время жила в России. Несколько лет назад Шабнам арестовали на границе Белоруссии и Польши по запросу властей Таджикистана, обвинивших ее в «призывах к свержению конституционного строя». Однако позднее белорусские власти освободили ее, позволив выехать в Польшу, где она получила политическое убежище.

В Польше Худойдодова занялась правозащитной деятельностью, помогая, в частности, беженцам из Таджикистана. По ее словам, она прекратила политическую деятельность, рассчитывая, что это поможет воссоединению с семьей. «Я сидела тихо, никого не критиковала, в дискуссиях не участвовала, в Фейсбук даже не заходила, — говорит она. — И все потому что хотела, чтобы власти отпустили мою мать и дочь».

После отъезда Шабнам из Таджикистана ее семья подвергалась давлению. У ее родственников изъяли документы, хотя позднее вернули, после протестов правозащитных организаций. Давление на семью усилилось в 2016 году, после выступления Шабнам на совещании ОБСЕ в Варшаве. Тогда более сотни местных жителей собрались у дома ее семьи в Таджикистане, выкрикивая обвинения в ее адрес (женщину называли врагом народа) и требуя прекратить критику президента. Другие собрались в школе, где учится дочь Шабнам — они оскорбляли ребенка, называя ее «дочерью террористки». Источник, близкий к администрации Куляба, рассказал Human Rights Watch, что эти акции были организованы властями.

В Таджикистане семьи правозащитников и оппозиционеров нередко подвергаются преследованиям властей. Недавно резонанс вызвала история с внуком лидера запрещенной в стране Партии исламского возрождения Иброхимом Тиллозода. У ребенка развился рак, при этом местные врачи не смогли ему помочь — однако ему и его матери закрыли выезд за границу, отобрав у них документы. После того, как история получила огласку и привлекла внимание за рубежом, власти все же согласились выпустить ребенка на лечение и выдали паспорта ему и матери.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА