19 april 2024




Новости Центральной Азии

Российская полиция решила передать беженца Аброра Хидирова узбекским спецслужбам

Аброр Хидиров. Фото с сайта Ozodlik.org
Гражданин Узбекистана Аброр Хидиров, находящийся в международном розыске, в настоящий момент помещен российской полицией в депортационный центр Сахарово, откуда его должны выдворить на родину. Его адвокат Роза Магомедова считает, что ее подзащитного в Узбекистане могут ждать пытки и бесчеловечное обращение, сообщает сайт Комитета «Гражданское содействие».

Аброр Хидиров приехал в Россию в 2013 году. В 2017 году во время проверки документов выяснилось, что он находится в международном розыске. Причем, сам Хидиров до сих пор не был в курсе, по какому делу он обвиняется и по каким причинам узбекские спецслужбы требуют его экстрадиции.

На время проведения экстрадиционной проверки, на основании которой Россия должна была принять решение, выдать задержанного Узбекистану или нет, Хидиров был на один год помещен в следственный изолятор. Оттуда через адвокатов Розу Магомедову и Ольгу Голуб узбекистанец попросил временного убежища в РФ.

Спустя год после помещения Хидирова под стражу российские власти так и не приняли решения об экстрадиции. 2 августа узбекистанец должен был выйти на свободу, однако адвокаты не смогли выйти с ним на связь. Впоследствии выяснилось, что гражданин Узбекистана был вновь задержан в связи с нарушением миграционного режима и отправлен в депортационный центр Сахарово. По словам правозащитников, в России применяется такая практика, когда полиция останавливает для проверки документов иностранца, только что покинувшего следственный изолятор, и в связи с отсутствием регистрации обращаются в суд. Суд, как правило, выносит постановление о выдворении нарушителя.

Защитники Хидирова готовят обращение в Европейский суд по правам человека. Они намерены требовать применения к гражданину Узбекистана Правила 39, согласно которому депортация может быть запрещена, если есть угроза применения пыток к выдворяемому на родину человеку.

Попытки выдать граждан Узбекистана спецслужбам этой страны предпринимались и ранее. В частности, широкий резонанс получила история Худоберди Нурматова, который работал под псевдонимом Али Феруз в российской «Новой газете». Его задержали в Москве в августе 2017 года и признали виновным в нарушении миграционного законодательства России. Суд постановил депортировать Феруза в Узбекистан. Дело было обжаловано в Европейском суде по правам человека, который постановил, что Феруза нельзя депортировать в Узбекистан, так как там ему может грозить преследование со стороны властей. Сторона Феруза просила разрешить журналисту покинуть Россию, уехав в третью страну. Готовность принять Феруза заявила Германия. После этого по решению Верховного суда дело было пересмотрено, и журналисту разрешили уехать в Германию.

Неудачной оказалась попытка избежать экстрадиции кинопродюсера и предпринимателя Мирсобира Хамидкариева. Он был задержан 10 июля 2013 года в Москве по запросу узбекских властей – в ходе полицейской проверки, когда вышел из дома без документов, чтобы помочь другу с ремонтом машины. Из-за отсутствия оснований для выдачи Хамидкариева в Ташкент 7 августа Головинская межрайонная прокуратура города Москвы освободила Хамидкариева из-под стражи, впоследствии он при помощи своих адвокатов обратился к властям России с просьбой предоставить ему политическое убежище. 9 июня 2014 года он был тайно похищен неизвестными в штатском на улице в центре Москвы. Его отправили в Ташкент, где, по словам Хамидкариева, в течение двух месяцев подвергали пыткам и другим видам жестокого обращения. В ноябре 2014 года Ташкентский суд по уголовным делам приговорил Хамидкариева к 8 годам тюрьмы. В январе 2017 года Европейский Суд по правам человека принял решение оштрафовать власти России на 19,5 тысячи евро за незаконную экстрадицию Хамидкариева в Ташкент.

В декабре 2012 года спецслужбы Узбекистана при содействии российских пограничников похитили и вывезли из России в Узбекистан Юсупа Касымахунова. Ташкент добивался экстрадиции Касымахунова, но усилиями Страсбургского суда и российских правозащитников официальную депортацию удалось остановить. Об опасности, грозящей Касымахунову, были предупреждены российские власти и Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), однако эти предупреждения не возымели никакого действия.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА