Новости Центральной Азии

«Проверено: мины есть». Независимого исследователя не выпускают из Узбекистана

10.03.2006 15:59 msk

Алексей Волосевич

Узбекские власти не разрешают независимому журналисту Алишеру Таксанову выехать на международную конференцию по противопехотным минам. На минувшей неделе он обратился в РОВД Мирзо-Улугбекского района столицы для продления двухгодичной выездной визы и услышал, что его заявление приказано не рассматривать.


- Еще восьмого февраля я сдал в РОВД все заверенные документы, - рассказывает журналист. - Мне сказали придти через пятнадцать рабочих дней или через двадцать один календарный. И когда я пришел и назвал свою фамилию, то начальник отдела майор Гуля (фамилию я не знаю) мне ответила, что к ним пришло распоряжение отложить рассмотрение моего дела на неопределенный срок. Она сказала, что причина этого ей неизвестна, и она просто информирует меня, что мое дело пока рассматриваться не будет.

Алишер Таксанов считает, что запрет на его выезд непосредственно связан с его нынешней деятельностью в качестве волонтера-исследователя Land Mine Monitoring и представителя Международной компании по запрещению противопехотных мин в Узбекистане (ICBL). Эта организация является основателем Оттавской конвенции по запрещению, использованию, применению, хранению, изготовлению и экспорту противопехотных мин, которая вступила в силу в 1997 году, и к которой присоединилось более 150 стран. Из государств Центральной Азии Оттавскую конвенцию подписали Таджикистан и Туркменистан, уничтожившие практически все свои запасы противопехотных мин. Узбекистан, как известно, не только не присоединился к этой конвенции, но покрыл минными полями границы с соседними государствами.

В апреле в столице Камбоджи должна состояться международная конференция исследователей Land Mine Monitoring, на которую был приглашен и Алишер Таксанов. Он собирался выступить там с докладом о применении противопехотных мин в Узбекистане. В течение двух лет он и его коллега проводили исследования, связанные с применением узбекскими вооруженными силами противопехотных мин, в результате чего перед ними открылись нелицеприятные факты того, что на узбекских минах подрываются не только граждане Таджикистана и Киргизии, но и самого Узбекистана.

- В 2000-м году был зафиксирован подрыв военнослужащих – они на бронетранспортере подорвались возле киргизской границы, - говорит Алишер. - В позапрошлом году наш десантник опустился на узбекскую противопехотную мину. Причем это произошло в Таджикистане, куда его отнесло ветром. Его таджикские граждане спасали, выручали, оказывали медицинскую помощь. А в прошлом году у нас были данные о трех, подорвавшихся на наших же минах.

Несмотря на то, что данные об использовании в Узбекистане противопехотных мин достаточно широко известны, узбекское правительство не только не хочет подписывать Оттавскую конвенцию, но и стремится воспрепятствовать тому, чтобы кто-либо из Узбекистана принимал участие в работе конференции Land Mine Monitoring. Поэтому, как полагает А.Таксанов, сложности с выдачей выездной визы у него могут продлиться до того времени, пока его выезд не станет бессмысленным, ввиду того, что он не успеет на конференцию в Камбоджу.

По его мнению, запрет этот исходит из Службы Национальной безопасности Узбекистана (СНБ), в которую в обязательном порядке направляется одна из двух анкет, заполняемым кандидатом на получение выездной визы. Основанием для отказа в выдаче разрешения на выезд могут стать такие причины, как наличие доступа к государственным секретам или членство в международной террористической организации. Однако, как утверждает журналист, ни к каким секретам отношения он не имеет, и расписок о хранении государственных тайн не давал. Что касается упомянутых террористических организаций, то в них он также не состоит.

- Скорее всего, они боятся, что я выступлю с докладом, посвященным тому, как Узбекистан использует мины и как проходит процесс разминирования, как обстоят дела с информированностью населения и так далее. А именно это власти Узбекистана стремятся всячески скрыть, - говорит А.Таксанов.

Таким образом, недопущение журналиста на международную конференцию стало очередным шагом, направленным на то, чтобы скрыть от общественности истинные масштабы и последствия использования противопехотных мин.

По словам Алишера Таксанова, дальнейшие его действия будут определяться официальным решением о предоставлении ему выездной визы. Если в этом ему будет окончательно отказано, то он собирается отстаивать свои права в судебном порядке, считая, что запрет на выезд из страны – это грубое нарушение его политических и гражданских прав.