15 Ноябрь 2018



Новости Центральной Азии

Бахром Якубов: «Мы с Дианой тут ни при чем!», или Подробности «порноскандала» в Узбекистане

17.08.2009 11:56 msk, Сид Янышев

Узбекистан Культура и искусство 

На фото: кинорежиссер Бахром Якубов

Вот уже более недели новостью номер один узбекского кинематографа является выложенный в Интернете и размноженный посредством тысяч мобильных телефонов порнографический видеоролик, в котором участвуют, по общему мнению, известный ташкентский кинорежиссер Бахром Якубов и восходящая кинозвезда и фотомодель Диана Ягофарова. При этом в народе ходят упорные слухи, что этот ролик в Интернете разместил сам же режиссер, а девушка якобы ему отдалась в качестве благодарности за главную роль в популярном прошлогоднем фильме Якубова «Суперневестка». Однако и режиссер, и начинающая актриса свое участие в порноклипе наотрез отрицают.

В общем-то, в этом ролике нет ничего необычного: на экране происходит обычный половой акт мужчины средних лет с молоденькой девушкой. Сюжет не привлек бы к себе такого пристального внимания публики, если бы исполнители главных ролей не были так поразительно похожи на вышеназванных деятелей культуры Узбекистана.

Собственно, зрителей ролика более всего привлекла его героиня, поскольку красавица Диана Ягофарова, так похожая на эту девушку, после огромного успеха в фильме «Супер-келинчак» («Суперневестка») стала недостижимым объектом желания тысяч узбекских мужчин.

Кадр из фильма Суперневестка
Кадр из фильма «Суперневестка»

В этой комедии рассказывается о молодой невестке с европейским менталитетом, которой трудно даются отношения со свекровью, но с помощью женской интуиции и постижения национальных традиций Узбекистана ей удается подобрать «ключик» к трудному характеру сварливой матери мужа.

К слову сказать, фильм этот действительно побил все рекорды популярности, а на прошлогоднем Фестивале национального кино Узбекистана «КиноВиЗа» получил специальный приз жюри «За виртуозное владение жанром». Более того, в мае этого года фильм был показан на российском телеканале «Культура» - в авторской программе известного кинокритика Кирилла Разлогова «Культ кино», причем Разлогов назвал тогда Якубова «узбекским Гайдаем».

Скандальная слава Ягофаровой не смогла затмить и самого режиссера. В последние дни многочисленные узбекские киношники только и делают, что вспоминают Якубова, но обсуждают при этом уже не нашумевший фильм «Суперневестка», а «недостойный поступок» их коллеги. Причем у них нет ни тени сомнений, что в порноролике снялся именно Якубов, - как и в том, что он сам и выложил этот ролик в Интернет.

Кадр из фильма Суперневестка
Кадр из фильма «Суперневестка»

Последствия этого громкого скандала не заставили себя долго ждать: 6 августа во Дворце искусств имени А.Навои (в бывшем кинотеатре «Панорамный») с громким успехом прошла премьера нового фильма Бахрома Якубова «Зирапча» («Заноза»), опять-таки с Дианой Ягофаровой в главной роли. Однако в широкий прокат фильм до сих пор не запущен. По словам продюсеров, сейчас межсезонье, и фильм выйдет на экраны в сентябре, когда студенты вернутся с летних каникул. Однако в киношном мире твердят, что виной всему стал именно столь популярный порноролик, и то, что «Занозу» увидит массовый зритель, теперь под большим вопросом.

Косвенно это предположение подтвердилось в середине прошлой недели – во время внепланового совещания в Национальном агентстве «Узбеккино», куда были приглашены многие узбекские кинодеятели. Их встреча с руководством была формально посвящена «улучшению качественных показателей современных отечественных фильмов». Однако после необходимого вступления разговор плавно перешел в обсуждение «возмутительного поступка» Бахрома Якубова.

Самого режиссера на совещании не было. Многие киношники до сих пор уверены, что Якубов арестован следственными органами за распространение порнографии и якобы уже дает показания, а Ягофарова вообще сбежала из страны. Однако слухи не подтвердились - оба они сейчас находятся в Ташкенте и на свободе: Якубова никто пока и не думал арестовывать, он просто на какое-то время по работе уезжал в Алма-Ату и на днях вернулся домой, а Ягофарова, если и уезжала, то ненадолго и, по словам Якубова, исключительно по своей работе фотомодели.

Мы встретились с Бахромом-ака у него дома, на Себзаре, и он любезно ответил на все наши вопросы.

Бахром Якубов
Бахром Якубов родился в Ташкенте в 1961 году. Закончил актерский факультет Ташкентского театрально-художественного института им. А.Н.Островского. Долгое время проработал ассистентом режиссера на студиях «Узбекфильм» и «Узбектелефильм». Как режиссер-постановщик дебютировал в 1989 году, сняв короткометражный художественный фильм «Дневник молодого писателя», затем долгие годы снимал документальные фильмы. В «большое» кино пришел лишь в 2003 году с полнометражной картиной «Сарвиноз». Всего на сегодняшний день Якубовым снято 10 художественных и 4 документальных фильма.

- Я пару дней назад вернулся из Алма-Аты, где сейчас запускается в производство мой новый фильм, и теперь нахожусь просто в шоке от произошедшего. Разумеется, ни я, ни Диана в этом ролике не снимались. Сам я его не видел, но говорят, что его герои очень на нас похожи, хотя я в этом сильно сомневаюсь…

- То есть, вы не знакомы ни с автором этого ролика, ни с его актерами?

- Конечно же, нет. Для меня самого случившееся - большая загадка, я не понимаю, кому это понадобилось. Хотя теперь я думаю, что эта провокация была кем-то тщательно спланирована. Мне вся эта история напоминает взаимоотношения Моцарта и Сальери: кому-то из зависти к успеху моих фильмов очень хочется облить меня грязью. Впрочем, мой случай не первый - подобных историй в нашей среде в разное время было очень много. Например, долгое время в Интернете «висел» порноролик якобы с участием певицы Шахзоды, которая снялась в моем фильме «Фатима и Зухра», потом так же пытались «подставить» другую певицу – Ферузу Джуманиязову…

Мне кажется, в последнее время у нас стало «модно» именно таким способом расправляться со знаменитостями. Ведь наш народ очень простой и доверчивый – легко верит всему, о чем говорят распространители слухов. Я не имею в виду интеллигенцию, представители которой, включая многих моих друзей, мне звонят сейчас и выражают свою поддержку, говоря, что верят только мне, а не базарным кривотолкам. Но большинство, узнав про человека дурное, автоматически от него отрекается - на это, видимо, и был расчет.

- Если это грязная клевета, не хотите ли вы обратиться в органы правопорядка с целью защиты своей чести и достоинства?

- Я думаю, это бесполезно. Вряд ли найдут этих доморощенных режиссеров. Это сродни видеопиратству. Вот, к примеру, когда вышла моя картина «Зумрат и Киммат», через неделю после начала проката в продаже появилась пиратская копия. Спрашивается, откуда она взялась, ведь и я, и продюсер, как зеницу ока, берегли оригинальную запись фильма. Мы тогда с милицией ходили по базарам, выискивали пиратские копии, но докопаться - как, через кого они попали в продажу, - так и не смогли. Так же и здесь – мы никогда не сможем найти тех, кто снял этот ролик, запустил его в Интернет, да еще и подписал, мол, такой-то режиссер «имеет» такую-то актрису.

Диана Ягофурова – рабочий момент съемок
Диана Ягофурова – рабочий момент съемок

- А власти, со своей стороны, не интересовались у вас, откуда взялся этот ролик?

- Нет, потому что, я думаю, они понимают, что я тут не причем, и меня привлекать к ответственности не за что. И потом, поймите, совсем неважно, было это или не было, кто снимался в этом ролике – я или не я, – в любом случае это моя личная жизнь, и отчитываться за нее я могу только перед своей семьей. А перед народом, перед зрителями я буду отчитываться только своими фильмами. В них – весь мой внутренний мир, мое подлинное «Я», а не придуманное кем-то вокруг меня.

Вообще, я против постельных сцен на экране, неважно, оправданы они или нет. Например, в моем фильме о любви «Согдиана» нет ни одного поцелуя, но зрители, посмотрев его, все равно поверили в эту любовь. Я считаю, если режиссер владеет мастерством, он обойдется без постельных сцен.

- А как к скандалу вокруг порноклипа отнеслась Диана Ягофарова?

- Вы знаете, на удивление гораздо легче, чем я. Все-таки она вышла из европеизированной семьи. Она оказалась выше всей этой грязи. И меня она тоже успокаивает, говоря, чтобы я выкинул все эти дрязги из головы, ведь наших достоинств у нас никому не отнять.

- О чем ваш новый фильм «Заноза», который пока мало кто увидел?

- Это комедия с элементами мелодрамы о любви. Если сказать в двух словах, это фильм о любви к своей Родине. Герои фильма задаются вопросом, с чего начинается Родина? И выясняется, что не так-то легко ответить на этот вопрос. У нас, узбеков, есть такое выражение – «мехр окбат». Оно означает любовь и ответственность по отношению к своей семье, детям, к своему дому, который не продается никогда, потому что это память о твоем деде, твоем прадеде. Вот об этом великом чувстве и рассказывается в моем последнем фильме.

- В самом начале нашего разговора вы обмолвились о том, что в Алма-Ате начинаются съемки вашей новой картины. О чем будет этот фильм?

- Да, действительно, я в Казахстане приступаю к работе над новым фильмом с рабочим названием «Последняя игра». В Самарканде есть такой минарет: когда поднимаешься наверх, насчитываешь 40 ступеней, а спускаешься вниз – их почему-то 39. Считается, что, если при спуске тебе удастся насчитать также 40 ступенек, исполнится твое самое заветное желание.

Главный герой фильма страдает от того, что беден, и он мечтает разбогатеть, а главная героиня, наоборот, богата, но несчастлива в другом – она смертельно больна раком, и ей осталось жить не более года-двух. И вот, познакомившись, они заключают между собой сделку: он женится на ней, они совместными усилиями родят ребенка, который останется в утешение ее родителям, а взамен парень получит ее богатство.

В итоге они женятся, и вот, когда ребенок уже должен родиться, вдруг происходит чудо - она выздоравливает. И на вопрос, как же это произошло, она отвечает, что поднялась на тот самый минарет, сосчитала все ступеньки, и на обратном пути их количество сравнялось. Тут выясняется, что и ее муж, успевший полюбить свою жену, также поднимался на этот минарет и, спускаясь вниз, тоже загадал свое заветное желание – чтобы девушка выздоровела. И у него, так же, как и у девушки, количество ступеней сошлось…

- А с чем связано то, что новый фильм будет сниматься в Казахстане? Не с последними ли событиями? Или в сценарии есть какая-нибудь топографическая или этнографическая привязка?

- Да нет, конечно же, последние события тут не причем. Равно как и место действия или национальная принадлежность героев к нашему сюжету не имеют никакого отношения. Просто тамошние продюсеры мне предложили сделать картину на их родине. Вообще, в моих работах никогда нет каких-либо специальных национальных привязок – я стараюсь делать кино, которое стоит надо всеми подобными условностями.

Сид Янышев