Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Оппозиционер поневоле. Частная история предпринимателя Баходира Чориева

19.10.2009 13:25 msk, Санобар Шерматова

Политика Узбекистан
Оппозиционер поневоле. Частная история предпринимателя Баходира Чориева

Пойди события иным путем, и кто знает - может быть, сегодня имя этого человека гремело бы всему по Узбекистану, а сам он делился бы со страниц газет передовым опытом ведения фермерского хозяйства. Но Баходиру Чориеву пришлось пополнить ряды живущих на Западе эмигрантов, однако в компании тех, кто стал противником режима еще в эпоху горбачевской перестройки, удачливый сельский фермер Чориев выглядит исключением.

Успешный менеджер

Претензий к власти предприниматель Чориев не имел, пока сама власть не принялась за него. Начиналось все хорошо, разваленный животноводческий колхоз имени Калинина перешел в руки частных лиц после того, как в 1999 году акции предприятия были выставлены на торги на ташкентской фондовой бирже. Многочисленная родня Чориева скинулась на покупку более 60 процентов акций ОАО «Кеш». Молодой предприниматель с экономическим дипломом был избран председателем предприятия. Кормов было в обрез, оставшаяся бесхозной техника гнила на полях, а работники три года не получали зарплаты. Однако за один год хозяйство удалось поднять на ноги.

Достижения акционеров (они же – «трудовой коллектив») – скрупулезно описаны в многочисленных жалобах и ходатайствах в судебные органы: увеличили поголовье крупного рогатого скота (с 968 до 1076) и свиноматок (с 8 до 110), выполнили государственный заказ на производство пшеницы без привлечения кредитов и внешних займов. А также отремонтировали технику, сэкономив кругленькую сумму за счет отказа от аренды чужих тракторов и сеялок. В планах было дальнейшее увеличение поголовья крупного рогатого скота и приобретение коров заморской породы, дающих до пятидесяти литров молока в день (молочность местных пород почти в два раза ниже).

Как это нередко случается не только в Узбекистане, на успешное предприятие обратили внимание заинтересованные люди. Госкомимущество дало ход процедуре отмены итогов приватизации ОАО «Кеш», решив, что при оценке стоимости бывшего колхоза были допущены ошибки.

Разумеется, акционеры не согласились. В результате, после долгих судебных разбирательств, председатель был обвинен в хищениях и осужден на шесть лет. Доводы, зачем ему воровать свою собственность, куда вкладывались немалые по узбекским меркам деньги (порядка 30 тысяч долларов) не были приняты во внимание.

Что делает человек, который, по его мнению, несправедливо потерял собственность? Пытается вернуть свое. Ровно так и поступил Чориев, выйдя на свободу по амнистии. (К этому времени хозяйство, во главе которого стояли люди со стороны, уже трудно было назвать процветающим: независимая аудиторская проверка выявила, что после вмешательства органов МВД, прокуратуры и местной администрации образовалась недостача в размере 52 тысяч долларов).

Судебная тяжба закончилась ничем, и Чориев решается на отчаянный шаг. Честно предупреждает прокуратуру Кашкадарьинской области, что если в течение недели дело не будет пересмотрено, то 1 апреля 2004 года он перейдет к политическим методам борьбы за свои права. Наивный человек. С оппозиционером еще легче справиться, чем с предпринимателем, размахивающим законами.

Уйти в политику - но на время

Так Чориев и его единомышленники, «сильно огорченные беззаконием», решаются создать движение. Позднее предприниматель объяснял, что не хотел быть членом политической партии, он выступал «за временное движение, которое решает временный политический кризис». Но временно в политику уйти нельзя. Силовики не дают организовать родственникам и сторонникам Чориева марш к ташкентскому телецентру, затем разгоняют объявленный бессрочным митинг у посольства США. Расчет на то, что власти не решатся применить силу по отношению к женщинам и детям прямо на виду у посольства столь уважаемой демократической державы, не сработал. И тогда ему остался один путь – в эмиграцию.

Водитель–дальнобойщик, по совместительству руководитель оппозиционного движения – персонаж во всех отношениях занимательный. Во время поездок по американской глубинке узбекский эмигрант рассказывает всем желающим о республике, название которой подавляющему большинству жителей ничего не говорит. Наглядный пропагандистский материал: плакаты, карты, флаги, книги - возит с собой в кабине машины. Встречается с соотечественниками, но большинство молодых людей, по словам Чориева, заняты учебой или работой, и в политические партии вступать не хотят.

Постепенно в голове энергичного оппозиционера зреет план ненасильственного переустройства Узбекистана. Первый пункт первого этапа призывал «просить у бога отставки президента и правительства». Второй пункт предлагал гражданам привыкать говорить слово «отставка». По замыслу автора, люди, привыкнув употреблять «крамольные» термины, станут делиться соответствующими мыслями с родственниками и знакомыми, и таким образом идеи отставки властей овладеют массами. Правда, от этого плана по просьбам единомышленников пришлось отказаться и сосредоточиться на втором, еще более занимательном, этапе. Все жители Узбекистана (речь идет о более чем 27 миллионах!) должны выключать телевизор и радио, чтобы не смотреть и не слышать президента Ислама Каримова. А также не выполнять постановления правительства, отказаться от уплаты налогов, и в определенный день недели на 10 минут выключать свет. Кроме перечисленных актов гражданского неповиновения рекомендуется в знак протеста носить белые рубашки и такие же кепки. Цвет был выбран, как объяснил оппозиционер, из соображений экономии. К примеру, оранжевую одежду пришлось бы покупать, а это не всем по карману, а белые рубашки есть у всех.

Только одно «но» мешало реализации этого фантастического плана – отсутствие связи. Как довести столь замечательные мысли до простых граждан? Интернетом пользуются не все, поэтому самым удобным проводником идей движения было признано радио «Озодлик» («Свобода). Надо ли говорить, что планы руководителя движения «Бирдамлик» («Единодушие») выступать в эфире ежедневно по 10 минут, не вызвали энтузиазма у сотрудников радиостанции. Они ведь не подписывались обслуживать оппозиционное движение. Но не в характере энергичного оппозиционера пасовать перед трудностями! Следует письмо президенту Джорджу Бушу (дело происходит в 2008 году) с просьбой изменить политику радиостанции, а когда и это не действует - перед офисом радиостанции объявляется голодовка.

И вот теперь последняя акция – поездка на родину накануне парламентских выборов, намеченных на конец декабря. Судя по сообщениям о конфискации у пассажира Чориева партии белых футболок и кепок, он не оставил своей любимой идеи.

Круг замкнулся. Бывший глава ОАО «Кеш» оказался на Родине примерно в том же положении, что и перед эмиграцией на Запад. Если он всерьез предполагал осуществить курьезные политические замыслы вроде выключения света и переодевания в белую униформу, то его ждет разочарование. Очевидно, политика - абсолютно не та сфера деятельности, в которой этому энергичному человеку с наивными представлениями суждено добиться успеха. Предприниматель и оппозиционный политик – профессии, имеющие мало общего.

Частная история, несомненно, одаренного человека заставляет задуматься, а почему, собственно говоря, он оказался не у дел? Успешный менеджер, специалист, в каких сельское хозяйство страны, несомненно, нуждается, стал лишним у себя дома. Неужели стране, идущей по пути рыночных реформ, не нужны крепкие собственники, трудом приумножающие свое богатство и пополняющие государственную казну налогами?

Санобар Шерматова, член экспертного совета РИА «Новости», специально для ИА «Фергана.Ру»