Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Рахмонов сделал шаг к бесславному уходу с политической сцены

23.06.2003 00:00 msk, Геннадий Сысоев, обозреватель

Политика
Рахмонов сделал шаг к бесславному уходу с политической сцены

Организовав сомнительный референдум и обеспечив себе возможность оставаться в кресле главы государства аж до 2020 года, президент Таджикистана Эмомали Рахмонов, очевидно, полагает, что делает шаг к укреплению своей власти. На самом же деле вчера он сделал шаг к уходу с политической сцены. Причем к уходу, скорее всего, бесславному. Ибо такова судьба властителей, вознамерившихся в наши дни править пожизненно.

Все они формально стремятся подводить под свои планы более или менее легальные основания. Организуют референдумы, вносят изменения в конституции или просто издают указы. Потом торжественно объявляют окружающему миру о воле своего народа, пожелавшего, чтобы они правили вечно. Вот только "вечное правление", как правило, очень скоро заканчивается.

Самый свежий пример - Слободан Милошевич. Он находился на вершине власти 13 лет, переходя с одного поста на другой. И действовал по принципу: полномочия там, где я. Исчерпав в 1997 году отведенные ему президентские сроки в Сербии, Милошевич стал президентом Югославии. Церемониальный до того пост сразу же стал самым значимым. А в 2000 году, за год до истечения срока пребывания на посту президента СРЮ, Милошевич решился на конституционный переворот, проведя через парламент поправки к основному закону, которые давали ему возможность оставаться в кресле главы государства еще два срока. Через несколько месяцев его режим пал, а еще через год сам балканский диктатор оказался на скамье подсудимых в Гааге.

Жан-Бидель Бокасса тоже правил своей страной - Центрально-Африканской Республикой - 13 лет. И тоже хотел властвовать вечно. И потому вначале стал пожизненным президентом, потом маршалом и, наконец, в 1977 году короновался в императоры. В 1979 году его свергли, а спустя еще семь лет он был приговорен к смерти за убийства и хищения - впоследствии смертный приговор был, правда, заменен 20 годами тюрьмы.

Эмомали Рахмонова мог вдохновить пример главы расположенной неподалеку от Таджикистана Туркмении. Там в 1999 году парламент провозгласил Сапармурата Ниязова пожизненным президентом и пророком. Туркменбаши пребывает у власти до сих пор, но для ее удержания ему приходится постоянно раскрывать "заговоры" и "покушения" на себя самого, чтобы использовать это потом как повод для расправы с политическими оппонентами. Что уже само по себе свидетельствует об уязвимости режима.

Еще не так давно, когда Таджикистан только вышел из гражданской войны, многие (в том числе и оппозиционеры) рассматривали фигуру Эмомали Рахмонова как компромиссную и способную обеспечить хоть какую-то стабильность в стране. Его убедительная победа на выборах 1999 года практически никем всерьез не оспаривалась. И в 2006 году, по истечении двух президентских сроков, он мог бы достойно передать власть преемнику. Однако президент Таджикистана избрал, похоже, иной путь. Вот только цена этого выбора может оказаться для него слишком высокой.