Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Опрос мнения населения России по межэтническим проблемам

18.03.2004 00:00 msk, Иван Балашов

Спустя месяц после мерзкого убийства националистами в Санкт-Петербурге девятилетней таджикской девочки Фонд "Общественное мнение" провел опрос среди российского населения, дабы определить отношение общества к этой проблеме.

Вначале приведем цифры, а потом небольшой комментарий к ним. Итак, о случившемся происшествии в той или иной степени осведомлены почти две трети россиян. 37 процентов знают об этом преступлении, 26 - что-то слышали, 30 - впервые узнали о случившемся в ходе опроса.

У граждан спросили: каковы, по их мнению, причины этого преступления? Четверть опрошенных считают, что нападение на семью приезжих из Таджикистана - это проявление национализма, дело рук ультраправых группировок ("в обществе существует настроение национальной неприязни"; "национальная нетерпимость"; "националисты не хотят принимать приезжих"; "нацисты, фашиствующая молодежь"). 17 процентов опрошенных объясняют произошедшее неблагополучием в молодежной среде, агрессивностью, хулиганством, порочностью людей, совершивших это преступление ("жестокость"; "безобразие, хулиганство подростков"; "люди низкого культурного и интеллектуального уровня"; "падение нравственности"). 3 процента опрошенных связывают случившееся с высоким уровнем преступности в стране, слабостью власти ("сейчас убийство - в порядке вещей"; "город криминальный"; "говорит о слабости власти"). Еще 2 процента считают, что это преступление "произошло случайно", столько же полагают, что его могли спровоцировать сами приезжие ("может, сами таджики затеяли"). По 1 проценту опрошенных полагают, что это связано с коммерческой деятельностью жертвы, что это провокация или преступление на личной почве.

Две трети тех, кто знает или слышал об этом трагическом происшествии, уверены, что нападение на таджикскую семью в Санкт-Петербурге надо рассматривать как чрезвычайное событие, ему следует уделить особое внимание. 15 процентов участников общероссийского опроса считают, что это рядовое событие, не требующее особого внимания. Чаще других подобное мнение высказывали москвичи (24 процента).

Помимо населения Фонд "Общественное мнение" опросил на ту же тему и экспертов, региональную элиту. О произошедшем в Санкт-Петербурге осведомлены практически 100 процентов респондентов. 70 процентов склонны рассматривать нападение на девочку как чрезвычайное событие, которому следует уделить особое внимание, не разделяют эту точку зрения чуть более 20 процентов. Примерно 60 процентов руководителей признали, что в их регионах случаются конфликты на межнациональной почве. При этом 40 процентов считают зачинщиками столкновений местных жителей, а 20 процентов возлагает вину на приезжих. Еще 40 процентов затрудняется определить причины конфликтов.

О чем говорят приведенные цифры? Лишь 25 процентов участников общероссийского опроса сумели поставить правильный диагноз случившемуся событию, увидев за всем этим рост национализма и шовинизма в стране. В результате ультраправые "ценности" могут реализоваться для большинства граждан незаметно.

Преобладание москвичей в числе тех, кто рассматривает трагедию в Санкт-Петербурге как акт отвратительной мести на национальной почве, свидетельствует о том, что интернационализм и добрососедство, которыми наш народ кичится, - миф.

И последнее. Власть знакома с проблемой и прекрасно понимает ее значимость - цифры говорят сами за себя. Но непонятно, отчего же тогда вылазки националистов пытаются списать на бытовое хулиганство, а такой версии верит лишь несколько процентов населения.

ПЕРВЫЙ МИТИНГ ПРОТИВ ТЕРРОРА ПРОШЕЛ ПОД НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИМИ ЛОЗУНГАМИ

Дмитрий Соколов-Митрич

Столичная вечерняя газета, 17.03.2004, с. 1, 4

Сторонники радикальных движений провели в Москве националистический митинг

Вчера, на 40-й день после теракта в московском метро, на площади перед главным входом в парк Горького прошел митинг, организованный Движением против нелегальной иммиграции (ДПНИ) и заявленный как акция протеста против террора. Собрались полтысячи человек, в основном сторонники радикальных движений. Характерно, что в отличие, например, от недавних мадридских митингов митинг против террора в Москве прошел не под политическим, а под националистическим лозунгом: "У терроризма есть национальность, и вы ее знаете".

Акция имела предысторию. Она должна была состояться еще месяц назад и не здесь, а у Соловецкого камня возле здания ФСБ. Московские власти сначала дали санкцию, но после коллективного обращения правозащитников отказали, объяснив организаторам, что акция помешает уборке снега. Отказали тогда и правозащитникам, которые 23 февраля рассчитывали на том же месте провести митинг по поводу 60-летия депортации чеченского народа. Власти города решили, что в День защитника Отечества это мероприятие будет неуместным.

- Мы специально пришли в тот день, чтобы посмотреть, как они будут убирать снег, - рассказывает координатор Движения против нелегальной иммиграции Александр Белов. - Даже мужика с лопатой не встретили. Ну да ладно, мы не дети, понимаем, что накануне президентских выборов власти не заинтересованы в таких акциях. Поэтому перенесли ее на сороковины.

Площадь перед входом в парк оцепили железными ограждениями за час до митинга. Руководили охраной порядка целых четыре полковника милиции.

- Не расслабляться, - сказал один из полковников подошедшему майору, - поступила информация, что антифашисты должны подъехать. Как бы до драки дело не дошло.

К пяти площадь почти полностью заполнилась народом. В основном молодыми людьми 17-30 лет. Помоложе - лысые, в гриндерсах и с вышитым триколором на рукаве. Постарше - в кожаных плащах, черных беретах, с аккуратными бородками. И те, и другие здоровались особенным рукопожатием - с захватом руки чуть выше запястья. Тех, кто пытался здороваться по-простому, поправляли.

Из политических и общественных движений кроме ДПНИ пришли представители партии Глазьева, Национальной державной партии России (НДПР), Народной национальной партии (ННП), Русского общественного центра. От каждой по толпе пошли гулять листовки. У трибуны лозунги: "Не приговоры, а зачистки", "Чемодан-вокзал-Кавказ", "Москва - русский город", "Ни копейки в Чечню!".

- У каждой нации есть свои границы, очерченные рукою Бога, - выступление со сцены начал отец Олег Стеняев - православный священник, возглавляющий Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий. - И каждая нация несет ответственность перед памятью потомков за свой язык, свой народ, свой род и племя. Сатана, враг рода человеческого, не в состоянии ничего сотворить, он может только извращать сотворенное Богом. Сегодня его оружие - плюрализм. Плюрализм внутри церкви - это ересь и раскол. Плюрализм внутри царства - это смута. Плюрализм внутри нации - это вырождение. Плюрализм внутри семьи - это блуд. Плюрализм внутри личности - шизофрения. Наша жизнь - священный дар, и я глубоко убежден, что террористы, которые подняли руку, чтобы отнять его, не имеют никакого отношения к традиционному исламу. Они сектанты. Я не буду объявлять минуту молчания. У нас, у христиан, это не принято. Мы не молчим. Мы говорим: "Упокой, Господи, души усопших раб твоих и даруй им Царствие Небесное".

Возле сцены стояла группа скинхедов. Речь священника произвела на них такое действие, что вместо того, чтобы традиционно по-гитлеровски вскидывать руку вверх и кричать "Слава России!", они молча перекрестились. К тому же попытки молодых участников митинга вскидывать руки пресекали участники постарше.

Выступление следующего оратора нарушили предсказанные полковником антифашисты. За оградой показалась группа из 15-20 человек. Они стали скандировать "Фашизм не пройдет" и показывать митингующим "факи". Милиция еле успела отсечь хлынувшую на антифашистов толпу. Участниками несанкционированного митинга занялись омоновцы. Десять из них оказались сначала в автобусе, потом - в 59-м отделении милиции. С этого момента страсти стали накаляться.

- Это предатели, - на сцене появился координатор ДПНИ Александр Белов. - Из-за таких, как они, у нас взрывают дома! Они называют себя антифашистами, а нас фашистами! Где они были, когда в начале девяностых чеченские фашисты тысячами вырезали русское население в Грозном?

Через десять минут толпа уже скандировала: "Россия для русских! Москва для москвичей!" Старшие товарищи активно пытались унять подростков - похоже, была установка не давать телевизионщикам привычной националистической картинки. Но получалось с трудом. Вообще митингующие старались произвести впечатление умеренных. Так, в разговорах они не отрицали в принципе возможности приезда в Россию людей нерусских, но подчеркивали, что эти приезжие должны претендовать на работу на рудниках, а не на более привлекательные вакансии.

- Министр внутренних дел Рашид Нургалиев сказал, что берет под личный контроль расследование убийства в Петербурге таджикской девочки, - подхватил со сцены обозреватель "Русского вестника" Алексей Щербаков. - А полторы недели назад в Карачаево-Черкесии была изнасилована и убита шестилетняя русская девочка Вика Смеянова! У меня вопрос: возьмет ли Нургалиев под личный контроль расследование этого преступления?

- Вам не кажется, что все это называется разжиганием национальной розни, - спросил я у сопредседателя Национальной державной партии Александра Севастьянова.

- Не смешите меня, молодой человек. Она уже давно разожжена. Мы лишь хотим объяснить это властям, пока не поздно. Устраните причину, остановите нашествие нелегальных мигрантов, и исчезнет следствие - русский экстремизм.

На протяжении всего митинга в толпе стояли несколько человек в штатском. К одному из них подошел молодой активист из НДПР.

- Ничего от себя добавить не хотите? - пошутил активист.

- Ничего. Вы все правильно сказали, - всерьез ответил человек в штатском.

Справка

Елена Полякова, сотрудница комитета префектуры ЦАО, дающего разрешение на проведение митингов:

- В заявке на проведение митингов обязательно обозначают тему митинга, а лозунги оговаривать необязательно, - рассказала она. - Если тема, по мнению членов комитета, не противоречит Конституции, то выдается разрешение.