22 Сентябрь 2020



Новости Центральной Азии

Социальный феномен: таджикские гастарбайтеры стали звездами столичной клубной сцены

23.07.2004 10:21 msk, Константин Баканов

Миграция 

Четверо жителей Горного Бадахшана, расположенного близ таджикско-афганской границы, приехали в Москву, чтобы заработать на жизнь строительством. Они и подумать не могли, что столица полностью перевернет их жизнь - из каменщиков и плотников они превратятся в героев сцены и звезд концертно-клубной жизни Москвы.

Это не сказка. Это очень похожая на сказку быль. И автор этой совершенно правдивой истории не кто иной, как культовый московский журналист, маг интернет-технологий Иван Засурский. Именно он нанял четырех таджиков для работы по благоустройству собственной дачи. Днем они работали, а по вечерам собирались в своем сарае и играли любимые народные песни на смастеренных собственноручно инструментах. Иван, почуяв в своих работягах недюжинный творческий потенциал, сделал им предложение, от которого они просто опешили - выступить перед богемной столичной публикой. Супруга Ивана соорудила интернет-сайт нового проекта, арт-директора московских площадок заинтересовались... В результате группа "Бадахшан" оказалась сначала в ЦДХ, на этническом фестивале, затем на одном из летних фестивалей в Лужниках, потом в индийском ресторане, и, наконец, на днях прошел их первый сольный клубный концерт.

Главный трофей памирцев, вызывающий умиление у любого, кто приходит на их концерты, - самодельный дутар, таджикский народный инструмент. В подмосковном сарае музыканты сделали его из железной миски, куска фанеры, ножки от стула, которая стала грифом, и двух лесок, исполняющих роль струн. Этот инструмент наравне с гитарой, баяном, аккордеоном и бадахшанским рубабом (перкуссией) используется на каждом их концерте. Для самоделки с двумя лесками звучит очень недурно!

Таджикский квартет пока производит впечатление любительского коллектива: музыканты не умеют держаться на сцене, допускают нелепые паузы, поворачиваются к зрителям спиной, а публику с музыкальным слухом многое может просто раздражать. Тот самый случай, когда обаяние более чем скромное. Но группа "Бадахшан" тем и уникальна, что стала не столько музыкальной экзотикой, сколько экзотикой социальной. Это некий прецедент, который вызревал давно в московском обществе, разделенном на множество социальных слоев-каст: от бомжей до олигархов. "Мы хотим, чтобы пренебрежительное отношение к гастарбайтерам, которое есть в московском обществе, исчезло", - говорит продюсер команды Иван Засурский.

При личном знакомстве корреспондента "Новых Известий" с героями "культурного шока" выяснилось, что у троих участников квартета высшее образование. Амоншо Тимуров закончил институт искусства в Душанбе и до сих пор носит на пиджаке "ромбик" - значок, свидетельствующий о высшем образовании. Амоншо, до того как занялся строительством, работал в родном кишлаке преподавателем музыки. "Никак у меня не получается без музыки! Думал, уже сменил профессию, но вот опять взялся за старое", - "пожаловался" он в интервью "НИ" после очередного выступления. Вокалист квартета Фазилашто Хушвахтов - филолог, раньше работал учителем таджикского языка и литературы, а теперь, в перерывах между концертами и строительством, пишет стихи, в том числе о Москве. Стихи на таджикском. Говорит, что хорошие. У двух других музыкантов образование попроще, зато они с упоением рассказывают, как их земляки, каким-то образом прознавшие про их московские "подвиги", никак не могут взять в толк: "Что там с вами случилось? Чем вы там занимаетесь?" Все как один признаются, что близкие вряд ли поверят в волшебные превращения четырех строителей в четырех музыкантов.

Журналист Иван Засурский по сути стал директором группы. Он строго следит за тем, чтобы артистам платили гонорары. Масштабный фестиваль "Этнолайф", который состоялся в минувшие выходные, был проигнорирован "Бадахшаном" именно из-за нежелания организаторов платить за выступления. Иван убежден: его таджикские друзья должны именно зарабатывать музыкой, а не выполнять роль художественной самодеятельности.

На каверзный вопрос о регистрации и проблемах с милицией артисты-строители ответили, что сначала вообще побаивались выходить на московские улицы, поскольку наслышаны о массе неприятных историй, которые случались с их земляками или выходцами с Кавказа. Однако встреча с представителями правопорядка пока была лишь однажды: в Лужниках, по дороге на выступление, их остановил патруль, вежливо представился, проверил регистрацию и пожелал счастливого пути. Так что жители Памира уже начали сомневаться в правдивости "страшилок", которыми их снабдили перед отъездом в столицу, а у Фазилашто есть хороший повод написать еще несколько стихотворений о российской столице и ее милиционерах.

...Что с ними будет дальше, никто не знает. Еще недавно планировали уехать в родной кишлак, где "очень много трудностей", но на время решили задержаться. Тем более что помимо концертной деятельности памирцы регулярно наведываются в звукозаписывающую студию, чтобы выпустить полноценный альбом. Да и на даче Ивана еще хлопот хватает.