Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Нужен ли в правовом государстве Закон о государственном языке?

31.08.2005 18:31 msk, Ахтам Шаймарданов

Анализ

В СССР, при империалистической идеологии формирования единой монокультурной нации – искусственного образования под названием "Советский народ", наподобие американской нации США, действительно была опасность потери узбекской культуры, в том числе узбекского языка. Поэтому принятие в еще Советском Узбекистане Закона о государственном языке было оправданным шагом узбекской интеллигенции.

Но после провозглашения Узбекистаном Независимости и принятия на себя международных обязательств этот Закон стал тормозом на пути формирования правового общества. Есть историческая действительность, что есть мировые языки, а есть региональные, местные. И узбекский язык никогда не сможет стать мировым, какие бы чемпионаты мира по курашу на отнятые у многонационального народа Узбекистана средства не проводились бы по всему миру, как бы это не показалось обидным ревнителям языкового гетто.

К сожалению, в среде Узбекской интеллигенции с самого начала возобладали идеи реваншизма и великодержавного узбекского шовинизма - построения великого государства – "Буюк давлат", как точной копии советского имперского мышления, под знаменем амиртимуровшины-мертвечатины. Русскоязычное население, в том числе и многие узбеки, вынуждены были покинуть свою малую Родину. Узбекская интеллигенция не смогла "выпрыгнуть" из советской коммунистической-феодальной ментальности, где она пребывает и до настоящего времени. Под зазывы Крысолова-президента "Мы ничем не хуже других", под аккомпанемент карнаев-сурнаев и толпы ляббаев (чего изволите) так называемой творческой узбекской интеллигенции, политически наивные и невежественные жители Узбекистана стали просто строительным материалом хунты Ислама Каримова. Именно при активном участии узбекской интеллигенции узбекам вбивалась и продолжает внушаться мысль, что нужно протерпеть для счастливого будущего своих потомков. Беззастенчиво эксплуатировались узбекские национальные качества, как чадолюбие, стремление избежать конфликта, привязанность к родственникам, уважение и почитание старших.

И если сейчас в среде узбекской интеллигенции и начали раздаваться робкие выражения недовольства, типа "Все должны начать говорить волшебное слово "Истефо"- Отставка в отношении Узбекбаши, и тогда, возможно, придет другой, хороший, добрый Баши", то это показывает ограниченность этих людей, застывших в прошлом, и никак не желающих расстаться со своими утопиями и грезами... А возможно, они просто уже не способны на изменения и развитие, поэтому именно они и сохраняют сложившуюся политическую систему, как самые заинтересованные в укреплении. И поэтому даже расстрел в Андижане они одобряют, ведь никто из них не выступил с публичным осуждением.

Но если политическая элита придерживается ценностей сильного государства любой ценой, то обязательно появляются Баши. И, как показывает практика, все Баши стремятся стать ханами. Такова объективная закономерность. И пример Туркмении, где воцарилась рабовладельческая тирания, и пример Узбекистана, и Казахстана, и даже России, где Путин тоже практически формирует классическую хунту как форму правления, тоже под лозунгом сильной (военной) России. Кстати, совсем недавно и Россия приняла Закон о государственном языке – русском, тоже символично. Этим самым вбит еще один клин в Российскую государственность.

Именно для спасения узбекской нации через ее трансформацию Узбекистану нужна экономическая революция, причем не просто смена элит и кланов, а слом сохранившейся от Советов феодальной экономической системы, и принятие открытой рыночной экономики, хотя бы используя опыт экономического реформирования Казахстана!

Хотя и поговаривают, что своим развитием Казахстан обязан нефти, состояние и экономики и политики Туркменистана показывает неубедительность этого довода. Успехами Казахстан обязан в первую очередь сильной демократии, развившейся в результате мощного противостояния казахского и русского национализма. Причем русского национализма местного, казахстанского происхождения. Население получило возможность видеть это противостояние, получило навыки участия в демократических дискуссиях и поэтому политически более образовано. И поэтому в Казахстане до сих пор нет Закона о государственном языке, а есть закон о языках. И хотя декларируется наличие государственного языка, сразу же оговаривается наличие параллельного, русского языка как официального. Конечно, националисты с обеих сторон недовольны, и каждая сторона требует своего, но именно это противостояние и вынуждает Назарбаева придерживаться демократических принципов, хотя и у него, как выходца советской номенклатуры, тоже явно стремление к башизму и формирования хунты.

Но любая хунта в условиях эпохи глобализации недолговечна. Пора узбекской интеллигенции принять давно наступившую новую мировую реальность, где права и свободы человека не просто самоцель, а средство и способ совместного проживания человечества. А если укоренившиеся привычки командного мышления и группового, стадного поведения им невозможно изменить, то тогда сама интеллигенция должна себе самой сказать "Истефо" и дать дорогу молодым. И дать им возможность свободно пользоваться не только местными языками, но и мировыми, в том числе русским и английским, закрепив это законодательно, создав тем самым конкурентную интеллектуальную среду, остро необходимую для выхода Узбекистана из состояния комы, и для полноценного развития всего многонационального народа Узбекистана!