Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

"Хизб-ут-тахрир" в Узбекистане ушел в подполье

01.08.2002 00:00 msk, Галима Бухарбаева

Галима Бухарбаева - директор проекта IWPR в Узбекистане

Институт по освещению мира и войны (Ташкент), 31.07.2002

Активная деятельность исламской партии "Хизб-ут-Тахрир" в Узбекистане подавлена.

Об этом заявил IWPR заместитель начальника управления по борьбе с терроризмом

Министерства внутренних дел (МВД) Узбекистана Илья Пягай.

Массовые аресты и осуждения на длительные сроки лишения свободы членов "Хизб-ут-Тахрир", которые проводились правоохранительными органами Узбекистана в период наиболее активной деятельности "Хизб-ут-Тахрир" с 1999 года, по словам Ильи Пягая, дали свой результат. По данным управления по борьбе с терроризмом МВД Узбекистана, в настоящее время, оставшиеся на свободе члены этой организации, ушли в подполье, а руководящие центры "Хизб-ут-Тахрир" перекидывают свою деятельность в соседние страны.

"Мы остановили активную деятельность Хизб-ут-Тахрир" в Узбекистане. Основную массу, в том числе лидеров организации, привлекли к ответственности, оставшиеся боятся проводить активную работу и даже отказываются от членства в этой организации", - сказал Илья Пягай.

По данным Независимой организации по правам человека Узбекистана (НОПЧУ), в настоящее время в тюрьмах и колониях Узбекистана отбывают наказания около 4 200 членов "Хизб-ут-Тахрир", примерно такую же цифру дает и МВД Узбекистана.

Практически все они осуждены на длительные сроки заключения - до 20 лет лишения свободы - за посягательство на конституционный строй Узбекистана, организацию запрещенных общественных объединений и религиозных организаций, изготовление и распространение листовок и по другим уголовным статьям.

Организация "Хизб-ут-Тахрир", основанная арабским богословом Такиюддином Набхоний (Takiuddin Nabkhoniy) в 1953 году, появилась и начала действовать в Узбекистане, по данным МВД, в 80-х годах, во времена Советского Союза.

Уже тогда, по словам Ильи Пягая: "некоторые реакционные круги из стран арабского мира имели цель установить контроль и влияние в мусульманских странах, используя для своих целей религию Ислам". И одной из стран попавших в их поле зрения и интересов оказался Узбекистан. Миссионеры "Хизб-ут-Тахрир" занялись вербовкой молодых людей в Узбекистане и вели пропаганду идеологии "Хизб-ут-Тахрир", которая призывает всех мусульман мира объединиться в единое государство "Халифат" и вернуться к образу жизни времен халифов. Жестокие преследования членов "Хизб-ут-Тахрир" в Узбекистане начались в 1999 году после февральских взрывов в столице Ташкенте, в организации которых обвинили религиозных экстремистов, Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Тогда узбекские власти объявили войну против всех членов нелегальных исламских организаций и назвали религиозный исламский экстремизм главной опасностью для безопасности Узбекистана.

Председатель НОПЧУ Михаил Ардзинов также согласен с тем, что деятельность "Хизб-ут-Тахрир" правоохранительным органам Узбекистана удалось подавить: "По "Хизб-ут-Тахрир" нанесен сильный удар, причинен ущерб, сегодня они действительно ушли в подполье, уже 4 месяца не выпускается ни одной листовки".

По мнению Ильи Пягая, руководящие центры "Хизб-ут-Тахрир" понимают, что им не удалось закрепиться в Узбекистане и сегодня начинают использовать в своих целях женский фактор, женщин из семей осужденных за членство в этой организации, организовав "женскую ветвь" "Хизб-ут-Тахрир". Которые зная "лояльное отношением узбекских властей к женщинам", пытаются организовывать пикеты, различные акции для привлечения внимания к "Хизб-ут-Тахрир", провокаций против узбекских властей.

Акции протеста, которые периодически в течении более года пытаются устраивать женщины из семей "Хизб-ут-Тахрир" в столице Ташкенте и в других городах Узбекистана, по мнению же НОПЧУ, кроме того, что кем умышленно спланированы, имеют ряд серьезных обоснований и причин.

"Эти семьи остались без кормильцев, они получают информацию с мест лишения свободы о бесконечных пытках и издевательствах, которым подвергаются их родные и естественно в них рождается протест, они требуют освободить их мужей, братьев, сыновей, улучшить условия их содержания", - сказал Михаил Ардзинов.

По словам Ильи Пягая, в тюрьмах сидят не только члены "Хизб-ут-Тахрир", но и тысячи других людей, но их родственники почему-то не устраивают пикеты. По мнению же правозащитников, есть большая разница между людьми, сидящими в тюрьме за свои убеждения, пусть даже религиозно-экстремистские, или же за кражу или убийство, и такая же разница будет между поведением и ощущением родственников тех и других. Но несмотря на успех кампании против "Хизб-ут-Тахрир" силовых органов Узбекистана, МВД констатирует факт, что в Узбекистане уже сформировался пласт людей, вовлеченных в "Хизб-ут-Тахрир", что у осужденных "хизбутовцев" остались дети, которые с рождения пропитываются идеями этой партии и ничего не знают кроме религии и настольной книги "хизбутовцев" "Ислом Низоми" (Положение Ислама).

А детей к уголовной ответственности не привлечешь, а пока кроме силовых методов борьбы с "Хизб-ут-Тахрир" узбекские власти ничего не придумали или не владеют ими столь же эффективно.