Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Vox populi: «Можно ли устроить в Узбекистане «бархатную» революцию»?

Vox populi: «Можно ли устроить  в Узбекистане «бархатную» революцию»?

Буквально через день после публикации статьи о призыве узбекского оппозиционера Баходира Чориева к мирной революции в Узбекистане мы получили сразу несколько откликов от наших читателей. Предлагаем вашему вниманию один из них — наиболее содержательный, весьма спорный, хотя по-своему логичный. Не судите автора этой статьи строго: он — не профессиональный ученый и не работник органов статистики. Все его оценки и подсчеты весьма приблизительны. Но, тем не менее, они, а особенно — выводы, из них вытекающие, заслуживают нашего самого пристального внимания.

* * *

Попытки организовывать перевороты, да и просто акции недовольства действиями правительства в одной из самых закрытых стран мира – Узбекистане – традиционно наталкиваются на жесткое сопротивление властей. Тем не менее, как показывает самый поверхностный анализ, недовольных внутренней политикой правительства в стране очень много. И это, в принципе, говорит о перспективности революционной борьбы.

Давайте проанализируем, насколько узбекистанское общество вообще готово к сопротивлению политике властей в той или иной форме.

Стоит признать, что почти половина населения республики живет относительно хорошо – как бы это парадоксально ни звучало. В первую очередь это касается официально нигде не работающих граждан, то есть, безработных – а их, по самым поверхностным оценкам, около четырех миллионов человек. Из них примерно 2- 2,3 миллиона трудятся в Российской Федерации, остальные - в Казахстане (около 1 миллиона), других странах, в частности, в Южной Корее (не менее 20 тысяч), на Украине...

Только мигранты из России переслали домой в 2012 году 5,693 миллиарда долларов. В среднем это получается 2.475 долларов на одного человека в год, или 206 долларов в месяц. Это 550 тысяч сумов – нормальная зарплата, на которую можно выжить.

Во-вторых, это еще около четырех миллионов работников престижных профессий. В первую очередь, служащие военизированных организаций – Службы национальной безопасности (СНБ), милиции, армии, таможни, налоговой инспекции.

Третья группа: банкиры, сотрудники крупных совместных предприятий, директора, чиновники и руководители учреждений разных уровней: у всех них минимальный ежемесячный доход составляет более трехсот долларов, в среднем же – 600-1000 долларов дохода – из самых разных источников. Чаще всего это взятки, откаты и дань за «крышевание» бизнесменов.

В итоге - около 8 миллионов человек из 19,5 миллионов трудоспособного населения живут в среднем и хорошем достатке.

Однако в Узбекистане есть еще 11 миллионов человек трудоспособного населения, которое, так или иначе, недовольно своим положением.

В первую очередь, это - представители интеллигентных профессий педагоги, врачи и обслуживающий персонал. Только работников народного образования в республике - около полумиллиона человек, что вместе с профессорско-преподавательским составом министерства высшего и средне-специального образования образует почти миллионную армию людей, которые недовольны окладом, условиями труда, коррупцией и произволом руководства.

Более пятисот тысяч медперсонала и миллион работников промышленных предприятий также составляют весьма активную часть населения, которая ждет перемен в лучшую сторону. Эти 2,5 миллиона человек - грамотные, образованные люди, готовые совершить невозможное: бескровную революцию, как то планирует Баходир Чориев.

Есть еще зажиточные слои населения – это торговцы и лица, получающие доход от своих транспортных средств – водители автобусов, такси, дамасов и других маршруток. Однако эти люди – приспособленцы. Для них не важен режим, для них важно сохранение их статуса и доходов.

Что же касается еще двух значительных групп населения – молодежи и сельских жителей, то здесь, к сожалению, любая агитационная работа будет бессмысленной. Причина в том, что в сельской местности потенциальное трудоспособное население формируют только женщины – это именно их супруги, братья, отцы находятся за рубежом и присылают деньги. Здесь нету не только интернета, но даже и элементарных человеческих условий существования – электричества, газа и воды. Все это вынуждает женщин заниматься исключительно домашним хозяйством, все более деградируя в интеллектуальном плане.

С молодежью ситуация сложнее. В целом лишь остается признать, что молодежь либо обременена учебой, либо поисками работы, оставаясь при этом все более нигилистичной, существуя параллельно этой системе - они и не отрицают ее, но и не признают. Для современной молодежи Узбекистана характерны стремление к легким деньгам. Когда я проводил опрос среди молодежи, задумываются ли они над политической ситуацией в стране и о ее будущем, в 90% случаях ответ был отрицательный. Для них более важно сытное «сегодня», чем какое бы то ни было «завтра».

Теперь — несколько слов о призывах оппозиции из-за рубежа выйти на мирные протесты и публикация этих воззваний в заблокированных СМИ. С одной стороны, все больше и больше людей сегодня пользуются Фейсбуком, где сидит большая часть «свободомыслящих», а также прокси-серверами для доступа на закрытые веб-сайты. В основном это те люди, вся деятельность которых напрямую связана с интернетом – менеджеры, маркетологи, переводчики в крупных фирмах, сотрудники СНБ, банкиры и продвинутая (в техническом плане) русскоязычная молодежь. Этих людей сравнительно немного, и в большинстве своем они живут в достатке – вот почему до сих пор нету серьезной реакции на явное оскорбление миллионов трудовых мигрантов президентом страны – они об этом просто не слышали!

Эта категория людей, число которых (без сотрудников спецслужб) не превышает 100-150 тысяч, разумеется, не выйдет на митинги. Но они играют важную роль – роль сарафанного радио! Кроме того, эта «продвинутая» молодежь не скупится на перепосты увиденных ими ссылок на всевозможные «экстремальные новости», в том числе, революции (за рубежом), митинги, пикеты. Но нельзя и заблуждаться: читатели отмечают «лайками» такие новости не потому, что всерьез задумались, о чем там идет речь, а лишь для того, чтобы привлечь больше «гостей» на свою страничку. Но, к счастью, именно этот тренд позволяет многим небезразличным к своей стране людям, сидящим в социальных сетях, узнать объективную информацию о том, что происходит.

Вернемся к главному вопросу – возможна ли бархатная революция в Узбекистане? Да, возможна. Но только если будут соответствующие условия для этого и будут активно задействованы 2,5 миллиона вышеназванного количества населения.

Бархатная революция невозможна если:

1. Не будут задействованы наиболее используемые в стране социальные сети – Одноклассники и серверы Маil.ru. именно здесь подавляющее большинство из этого числа населения черпает информацию о событиях в мире и в стране. Однако именно эти сайты стали самыми контролируемыми в республике, и в случае угрозы революции вполне вероятна блокировка всех не отечественных социальных сетей. Останутся только подконтрольные «Мулокот.уз» и тому подобные мертворожденные сайты.

2. Если не будет альтернативных источников достоверной и объективной информации о происходящем в стране. Единственным альтернативным интернету источником, по замыслу (или, наоборот, по незнанию ситуации) Б.Чориева и его соратников, должны стать слухи, «сарафанное радио». То, что это крайне ненадежно, понимают все, кто хотя бы раз сталкивался с методами борьбы с инакомыслием в Узбекистане. Тех, кто такие слухи распускает, очень быстро находят – и все это весьма печально заканчивается.

3. Если эти 2,5 миллиона человек не будут знать, что конкретно им делать, реализовывая свою гражданскую позицию. Большинство из них юридически не подкованы, не знают, как правильно реагировать на очередной прессинг или унижение со стороны властей.

4. Если у них не будет финансового или морального стимула. Решение первого вопроса Б.Чориев постарался решить, предложив получать призы за фото в белых одеждах. Однако о моральном стимуле, а точнее о конкретном будущем, к которому приведут такие выступления, он не сказал.

В большинстве своем люди не понимают, зачем рисковать жизнью/работой/свободой ради непонятных целей и неизвестных им людей. Поэтому для более эффективного воздействия на массы было бы неплохо разработать проект нового пост-каримовского Узбекистана, с конкретными и понятными социально-экономическими планами.

Читатель из Ташкента

Международное информационное агентство «Фергана»