25 april 2024




Новости Центральной Азии

Узбекистан: Активисты призывают мир к бойкоту узбекского хлопка

04.06.2009 11:45 msk, Фергана.Ру

Узбекистан

Активисты Узбекистана распространили 4 июня обращение, в котором призвали мировую общественность к бойкоту узбекского хлопка, поскольку, как написано в письме, «только бойкот может заставить режим Каримова остановить практику принудительного детского труда».

Письмо, которое подписали 47 человек, направлено в ЕС, администрацию США, компаниям, импортирующим хлопок, текстиль и хлопчатобумажные изделия; Международному исполнительному комитету по хлопку; Бременской хлопковой бирже; Гдыньской хлопковой ассоциации; Всемирному банку; Азиатскому банку развития, Совету и комитетам ООН по правам человека, Международной организации труда (МОТ), ЮНИСЕФ, Европейскому банку реконструкции и развития и адресовано правительству, гражданам Узбекистана и всем, кто болеет за права человека в этой стране.

В обращении отмечается, что несмотря на ратификацию конвенций МОТ, в Узбекистане по-прежнему используется принудительный детский труд. «По разным независимым оценкам, от 1.6 до 2.5 миллионов детей в возрасте от десяти до пятнадцати лет, а также десятки тысяч студентов и госслужащих ежегодно в принудительном порядке отрабатывают на хлопковых полях по два осенних месяца. На этот период государство закрывает школы, и дети под присмотром учителей собирают хлопок без выходных, полный рабочий день. Они трудятся на полях, обработанных химикатами. Никто не спрашивает детей и родителей, хотят ли они работать на полях, а за невыполнение установленной государством нормы сбора хлопка, они подвергаются публичному унижению или избиению. Детский труд не является результатом инициативы их семей, а организован местными органами власти по прямому указанию центрального правительства. Несмотря на очевидность проблемы, власть публично отрицает факт массовой эксплуатации детей и свою причастность к этому явлению. Правительство ссылается на принятые законы, запрещающие использование детского труда. Однако для тех, кто знаком с повседневными реалиями Узбекистана, этот аргумент является неубедительным и даже смехотворным», - говорится в обращении.

Активисты отмечают, что прибыль от хлопкового экспорта не доходит до производителей, а концентрируется в руках узкой правящей группировки; кредиты Всемирного и Азиатского банков не привели к реформам. «В 2001 году Всемирный банк выделил кредит размером 36 миллионов долларов США для поддержки реформ в аграрном секторе Узбекистана, - говорится в обращении. - Несмотря на то, что цели того кредита не были достигнуты (хлопковый сектор так и остался сверх-централизованным сектором, где господствуют командные методы управления), в феврале 2009 года Всемирный банк вопреки всякой логике опять выделил Узбекистану кредитную линию в размере 67.96 миллионов долларов США. К сожалению, все эти вливания не приводят к реальным реформам в аграрном секторе, а только создают почву перекачки долларовых вливаний в руки узкой правящей группировки».

Активисты призывают международные финансовые институты воздержаться от выделения Узбекистану агро-кредитов до тех пор, пока не начнутся реальные реформы.

Авторы письма заявляют, что все подписанные и даже ратифицированные Узбекистаном международные документы в области прав человека «так и оставались пустыми обязательствами, ничего не меняющими на практике». «Нас удивляет и возмущает то, что некоторые официальные лица на Западе квалифицируют подписание этих документов как «прогресс». Всерьез воспринимать эти обязательства узбекского правительства уважать права человека может только наивный или тот, кто желает оставаться в заблуждении», говорится в обращении.

Утверждая, что «правящий режим в Узбекистане способен на уступки только под реальным давлением международной общественности», активисты заявляют, что «на сегодняшний день нет более эффективного средства убедить узбекский режим прекратить практику эксплуатации детского труда, чем угроза бойкота узбекского хлопка». Призывы к такому бойкоту уже звучали в ноябре 2007 года и в январе 2008 года.

Корень проблемы активисты Узбекистана видят в том, что «реформы в хлопковом секторе не доведены до конца. Фермеры, сменившие колхозы, по-прежнему лишены свободы и права выбирать, что им сеять на своей земле, как использовать свою продукцию. Осенью 2008 года правительство, под предлогом оптимизации земельных участков, выделенных фермерам, фактически начало массовую экспроприацию фермерских земель, в результате чего около половины всех фермеров были принудительно лишены своих земель без какой-либо компенсации затрат на урожай того же года».

Активисты призвали международное сообщество не полагаться на устные или письменные обязательства Узбекистана, а требовать практического прекращения принудительного детского труда, причем подтвержденного независимым мониторингом во время хлопкового сезона.

Активисты обратились к компаниям-импортерам хлопка, особенно к хлопковой бирже в Дубае, «где операции с хлопком являются непрозрачными и скрывающими следы узбекского хлопка», следовать принципам социально ответственного бизнеса. А правительства США и стран ЕС недопускать на свои рынки изделия, которые «несут на себе следы принудительного детского труда».






РЕКЛАМА