Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

В Узбекистане на полгода приостановлена деятельность представительства американской правозащитной организации «Фридом Хауз»

14.01.2006 10:30 msk, Олег Байрамов

Права человека

Решение об этом принял ташкентский городской суд по гражданским делам по исковому требованию министерства юстиции Узбекистана. Организация, работающая в республике с 2002 года, обвиняется в обеспечении нелицензированного доступа к Интернету, использовании незарегистрированного логотипа, а также «непрозрачной» деятельности.

- Я чувствую, что ситуация с развитием гражданского общества в Узбекистане быстро ухудшается, - говорит Бранка Шесто, директор программ «Фридом Хауза» в Узбекистане. - Когда я приехала сюда в 2004 году, я думала, что в течение своей работы здесь я увижу развитие гражданского общества, увижу правозащитников, которые будут работать над различными вопросами, относящимися к гражданам Узбекистана. И мне грустно видеть, как всё это идет на спад…

Опустевшие комнаты ресурсного центра

Опустевшие комнаты ресурсного центра

Поводом для прекращения деятельности правозащитной организации стал Ресурсный центр – так называется комната во «Фридом Хаузе», где установлены несколько компьютеров и куда узбекские правозащитники в случае необходимости могли приходить, бесплатно работать в интернете и подбирать необходимые им материалы и документы. Это обстоятельство послужило предлогом для того, чтобы министерство юстиции Узбекистана потребовало приостановить деятельность представительства правозащитной организации.

По словам Бранки Шесто, осенью 2005 года министерство юстиции провело проверку международных организаций, работающих в Узбекистане, в том числе «Фридом Хауза», после чего в адрес этой правозащитной организации были высказаны различные претензии. Министерство юстиции заявило, что лицензия на предоставление услуг Интернета необходима не только за коммерческие услуги, но и за бесплатный доступ к Интернету.

Вторая претензия министерства юстиции касалась использования незарегистрированного логотипа «Фридом Хауза». Сразу после проверки представители правозащитной организации отправили запрос в Минюст с просьбой объяснить, какова процедура для регистрации логотипа, поскольку обозначенная в законодательстве процедура относится только к общественным объединениям, а не к представительствам иностранных НПО. Ответа от министерства юстиции на вопрос о том, как в Узбекистане зарегистрировать свой логотип организация до сих пор не получила.

Еще одно нарушение, в котором министерство юстиции обвинило «Фридом Хауз» – отсутствие «прозрачности». По мнению Минюста, «Фридом Хауз» нарушил восьмую статью Закона о некоммерческих негосударственных организациях, где говорится, что работа НПО должна быть прозрачной. В то же время никаких разъяснений, в чем заключается такая прозрачность, закон не дает.

- Мы считаем, что наша работа прозрачна, а министерство юстиции считает, что должно иметь больший контроль над нашей деятельностью, - объясняет директор программ «Фридом Хауза». - Мы уверены, что не нарушаем закон, а интерпретация закона не в полномочиях министерства юстиции. В восьмой статье ничего не говорится, кроме того, что работа должна быть прозрачна.

Сразу после проведенной проверки представители «Фридом Хауза» проинформировали министерство юстиции, что приостанавливают практику обеспечения неразрешенного властями доступа к интернету. Это значит, что нарушения закона к моменту судебного разбирательства уже не было, причем это было сделано более чем за месяц до начала судебного разбирательства. Тем не менее, министерство юстиции сочло, что организации следует не устранять имевшиеся недостатки, а приостановить свою деятельность. Доводы, представленные юристами «Фридом Хауза» во внимание приняты не были, и итогом судебного процесса, длившегося 2,5 месяца, стало решение удовлетворить требования министерства юстиции - приостановить деятельность организации на шесть месяцев, а также направить материалы в прокуратуру для уголовного расследования по факту обеспечения «Фридом Хаузом» нелицензированного доступа к Интернету. Сами представители «Фридом Хауза» намерены оспаривать законность этого решения в суде высшей инстанции.

В Узбекистане представительство «Фридом Хауза» работает с 2002 года. Деятельность организации заключается в защите прав человека. «Фридом Хауз» оказывал поддержку группам или гражданам, которые интересуются вопросами обеспечения прав человека, помогал им в изучении международных норм, международных инструментов обеспечения этой защиты, разъяснял, какие возможности помощи, как защищать друг друга, как приостановить дискриминацию женщин, как помочь, чтобы разные группы граждан имели возможность защищать свои права. В ресурсном центре проводились различные курсы, семинары и ежедневные встречи на эту тему. Всем интересующимся бесплатно предоставлялась литература, документация, возможность поиска и ксерокопирования – как международных документов, так и законодательства Узбекистана.

Примечательно, что на протяжении всего периода своей работы в Узбекистане представительство «Фридом Хауза» обеспечивало узбекским правозащитникам бесплатный доступ к Интернету, пользовалось незарегистрированным логотипом и это не вызывало никаких нареканий со стороны государственной власти.

Поэтому политическая подоплека приостановления деятельности «Фридом Хауза» не вызывает сомнения. Она полностью вписывается в проводящуюся на протяжении последних полутора лет кампанию по выкорчевыванию правозащитных и других неправительственных организаций, а также средств массовой информации. В течение этого времени в Узбекистане были закрыты представительства таких организаций как Институт Открытое общество (Фонд Сороса) и Интерньюс, огромное количество местных ННО, а также представительства зарубежных СМИ – Института по освещению войны и мира (IWPR), «Би-би-си», радио «Свобода». Проводящаяся сегодня в жизнь схема закрытия «Фридом Хауза» практически полностью повторяет схему закрытия других организаций, - например «Интерньюса». Это приостановление деятельности на некоторое время, формальные судебные процессы и последующее окончательное закрытие.