Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Таджикская студентка готова дойти до международного суда, чтобы добиться права ходить на занятия в хиджабе

27.07.2007 10:56 msk, Шухрат Шодиев (Душанбе)

Права человека Таджикистан
Таджикская студентка готова дойти до международного суда, чтобы добиться права ходить на занятия в хиджабе

На фото – Давлатмо Исмаилова. Фото с сайта BBC

На следующей неделе в городском суде Душанбе начнется второй раунд битвы двадцатилетней студентки Давлатмо Исмаиловой против системы образования Таджикистана, которая, по словам девушки, ущемляет ее права, не позволяя ходить на занятия в хиджабе (хиджаб - покрывало, накидка, надеваемые женщинами-мусульманками при выходе на улицу и скрывающие лицо и руки. – Ред.). Напомним, что в первом раунде судьи Шохмансурского района вынесли решение в пользу ответчика – Министерства образования. Если и второй раунд не принесет студентке успеха, не исключено, что состоится третий - в Верховном суде Таджикистана.

О сложившейся ситуации и своей позиции Давлатмо Исмаилова рассказала в интервью ИА «Фергана.Ру».

Фергана.Ру: - Давлатмо, расскажи немного о себе и своей семье.

Д.Исмаилова: - Мне двадцать лет. Я учусь, вернее, училась на третьем курсе факультета востоковедения Института языков. В нашей семье, включая родителей, двенадцать человек. У меня семь сестер и два брата. В семье я самая младшая. Отец до пенсии проработал слесарем на комбинате «Таджиктекстиль», а мама работала уборщицей, сейчас она тоже на пенсии.

Фергана.Ру: - А почему ты уже не являешься студенткой Института языков?

Д.Исмаилова: - Сначала ректорат института отстранил меня от занятий за ношение хиджаба, а потом, после оглашения вердикта суда района Шохмансур, меня отчислили за «прогулы». Я просила руководство вуза разрешить мне посещать занятия хотя бы до времени принятия единой формы одежды, но получила отказ. Хотя при мне в беседе с девушками в вызывающей одежде преподаватели ограничились лишь рекомендацией одеваться скромнее и допустили их до занятий.

Фергана.Ру: - Насколько религиозны члены твоей семьи?

Д.Исмаилова: - Честно говоря, никто из нашей семьи не имеет религиозного образования и не так сильно соблюдает религиозные предписания и обычаи. Хотя каждый из нас стремится к этому, как и любой другой мусульманин. Все мои сестры молятся, но пока только двое из них ходят в хиджабе. У нас обыкновенная светская семья. Отец до недавнего времени был коммунистом.

Фергана.Ру: - А есть ли сейчас в вашей семье члены партии?

Д.Исмаилова: - Нет. Я сама хотела вступить в Народно-Демократическую партию Таджикистана и еще на первом курсе сказала об этом руководству ячейки НДПТ, которая действовала в нашем институте, но они как-то холодно отнеслись к этому, и я решила сделать это попозже. Три месяца назад я обратилась к ним уже с официальным заявлением о том, что хочу вступить в эту партию, но до сих пор не получила от них никакого ответа.

Фергана.Ру: - А почему ты выбрала именно НДПТ?

Д.Исмаилова: - Потому что эта партия, как говорится, «у руля», и я бы хотела, будучи в ее рядах, внести свой вклад в развитие моей родины. Это не просто красивые слова или стремление к достижению каких-то своих корыстных целей, мне искренне хочется хоть чуточку облегчить жизнь моего многострадального народа.

Фергана.Ру: - Когда ты начала носить хиджаб и как к этому отнеслись твои родители?

Д.Исмаилова: - Еще учась в средней школе, я часто в свободное время читала разные книги и брошюры об Исламе, Шариате, хадисы пророка Мухаммеда, написанные на кириллице. Со временем я начала в полной мере осознавать всю значимость и важность предписаний Священного Корана и хадисов пророка. Одним из важных предписаний для женщин-мусульманок в Исламе является ношение хиджаба или другой подобающей для правоверных мусульманок одежды. Поэтому после окончания учебы в средней школе я начала носить хиджаб. Мой отец не возражал, но мать была против этого. Она говорила, что в дальнейшем мне трудно будет в такой одежде поступать в государственные учебные заведения или устроиться на работу.

Поначалу некоторые обзывали меня «монашкой», «белой вороной» и так далее. Но я знала точно, что поступаю правильно и не обращала внимание на подобного рода упреки.

Фергана.Ру: - Были ли у тебя проблемы из-за ношения хиджаба при поступлении в институт?

Д.Исмаилова: - Нет. Я успешно сдала вступительные экзамены и была принята в институт. И в первый год учебы никаких проблем из-за моей одежды не возникало.

Фергана.Ру: - А как к тебе и другим девушкам в хиджабе относятся остальные студенты?

Д.Исмаилова: - Мы не делимся на тех девушек, кто в хиджабе, и тех, кто без него. И с ребятами у нас нормальные, дружеские отношения. Другое дело - если человек невоспитанный, часто ругается, матерится или еще чем-нибудь непристойным занимается, то любой студент старается держаться от него на расстоянии. А то, как мы одеваемся, не влияет отрицательно на наши отношения с другими студентами. Даже наоборот, многие студенты относятся к девушкам в хиджабе с большим уважением. Например, мои однокурсники, когда обращаются ко мне, часто называют меня сестрой. И это уважение к нам не из-за хиджаба, которым может покрывать свою голову кто угодно, а из-за нашей жизненной позиции, неотъемлемой частью которой является и ношение подобающей одежды.

Фергана.Ру: - И много вас, студенток в хиджабе?

Д.Исмаилова: - Не так уж много. Среди тех, с кем я знакома и общаюсь, таких около пятнадцати человек. Хотя, к сожалению, после всех этих нападок, угроз и давления со стороны ректората и Министерства образования большинство девушек решили снять с себя хиджаб. Многие из них пошли на это ради того, чтобы продолжить учебу. Но я не собираюсь подчиняться подобного рода унижающим, оскорбляющим и ущемляющим мои права указаниям, от кого бы они не исходили. Если вопрос ставится ребром - «Или учеба, или хиджаб» - я выбираю хиджаб. И мне не жалко тех трех лет моей учебы, которые я потеряю. Потому что под словом «учеба» в данном случае подразумевается рабство, а под словом «хиджаб» – свобода. Я выбираю свободу.

До каких пор мы будем молчать и терпеть чиновничий беспредел и дискриминацию? Минобразования запрещает нам ходить на занятия в хиджабе, так называемый совет улемов запрещает ходить нам на пятничные молитвы, хотя все это не отвечает ни нормам демократии, ни законам Шариата. Это унизительно. Лично я свободный человек, эта свобода дана мне Аллахом. И отнять свободу у меня может только Аллах. Я имею право выполнять все религиозные предписания и обряды, это даже гарантировано мне Конституцией моей независимой страны, более девяноста процентов населения которой являются мусульманами.

Фергана.Ру: - А как у тебя обстоят дела с успеваемостью в учебе?

Д.Исмаилова: - У меня по всем предметам хорошие оценки. Даже когда проректор и еще двое преподавателей приходили к нам домой и говорили с моими родителями, они не имели никаких претензий ко мне относительно моих знаний. То же самое они говорили и в ходе судебного разбирательства. Единственная причина, по которой они не пускали меня на занятия, это то, что я ношу хиджаб. Но наши преподаватели должны обращать внимание не на то, что у нас на головах, а на то, что в головах, то есть на наши знания.

Фергана.Ру: - Чем ты занимаешься в свободное время?

Д.Исмаилова: - Пока я училась в институте, свободного времени было не так уж много. Тем более что я еще учусь и на третьем курсе заочного отделения факультета экономики Национального Университета. Обычно если бывает свободное время, учу своих племянников английскому языку. Кроме персидского, я неплохо владею английским и русским языками, изучаю арабский. И поэтому стараюсь, чтобы мои племянники тоже владели несколькими языками. В будущем это им пригодится. Естественно, я ежедневно занимаюсь делами по дому и почти каждый день смотрю информационный канал «Евроньюс», который мне очень нравится.

Фергана.Ру: - Давлатмо, а почему тебя многие называют Фатимой?

Д.Исмаилова: - Я решила изменить свое имя, чтобы оно соответствовало исламским именам. Заодно хочу сменить свою нынешнюю – советскую фамилию на чисто национальную. Тогда меня будут звать Фотимаи Наджмиддин. Наджмиддин – это имя моего отца.

Фергана.Ру: - Что ты собираешься делать дальше?

Д.Исмаилова: - Не согласившись с решением суда района Шохмансур, я подала свой иск в столичный суд, который должен в ближайшие дни рассмотреть это дело. Если и там этот вопрос не решится в рамках закона, и будут допущены нарушения, как это произошло в районном суде, то я обращусь в Верховный суд Республики. Если же не добьюсь справедливости и в Верховном суде нашей страны, буду обращаться в Международный суд. За свои права я буду бороться до конца.