20 april 2024




Новости Центральной Азии

Власти Таджикистана разрешили семье опальной правозащитницы выехать из страны

Гулджамиламо Худойдодова и Фотима в салоне самолета. Фото с сайта Akhbor-rus.com
Власти Таджикистана согласились выпустить из страны мать и 10-летнюю дочь правозащитницы Шабнам Худойдодовой, которая живет в эмиграции. Об этом сама она рассказала изданию «Ахбор». Вечером 11 августа ее родные — мать Гулджамиламо Худойдодова, дочь Фотима и брат Комрон — вылетели в Казахстан, оттуда они направятся в Европу, чтобы воссоединиться с Шабнам.

«Власти в Таджикистане сказали им, что никаких препятствий для их поездки заграницу не существует и они могут беспрепятственно ехать куда захотят. В аэропорту Душанбе до самолета их проводил представитель властей», — сообщила правозащитница.

О разрешении на выезд для них рассказал Радио «Озоди» и представитель Human Rights Watch Стив Свердлов. В то же время он отметил, что существуют и другие подобные случаи.

«Конечно, отрадно, что власти Таджикистана позволили этой семье покинуть страну. Но власти не должны препятствовать гражданам, которые собираются выехать за границу. Сейчас десятки детей, как Фотима и Хамза (внук лидера запрещенной Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддина Кабири), фигурируют в списках лиц, которым запрещен выезд за пределы Таджикистана», — сказал он.

Неделю назад, когда дочь и мать Шабнам Худойдодовой пытались покинуть Таджикистан, их сняли с рейса и допросили. Женщине и ребенку заявили, что им не разрешен выезд из страны.

Инцидент привлек внимание правозащитников. Активисты таджикской оппозиции, как сообщалось, провели серию акций в европейских странах, требуя, чтобы родным Шабнам позволили присоединиться к ней.

Шабнам Худойдодова в прошлом участвовала в запрещенной оппозиционной «Группе 24». Она поддерживала критику в адрес руководства Таджикистана, выступая за проведение демократических реформ. Опасаясь преследования на родине, где ее обвиняли в «призывах к свержению конституционного строя», она некоторое время жила в России, позднее выехала в Польшу, где получила политическое убежище. Там она занялась правозащитной деятельностью, помогая, в частности, беженцам из Таджикистана.

После отъезда Шабнам из Таджикистана ее семья подверглась давлению. У ее родственников изъяли документы, хотя позднее, после протестов правозащитных организаций, вернули. Давление на семью усилилось в 2016 году, после выступления Шабнам на совещании ОБСЕ в Варшаве. Тогда более сотни местных жителей собрались у дома ее семьи в Таджикистане, выкрикивая оскорбления в ее адрес (женщину называли врагом народа) и требуя прекратить критику президента. Другие собрались в школе, где учится ее дочь — они оскорбляли ребенка, называя ее «дочерью террористки». Источник, близкий к местной администрации, рассказал Human Rights Watch, что эти акции были организованы властями.

В Таджикистане семьи правозащитников и оппозиционеров нередко подвергаются давлению. Недавно широкий резонанс получила история с внуком лидера ПИВТ Иброхимом (Хамзой) Тиллозода. У него развился рак, при этом местные врачи не смогли ему помочь, а власти отказались выпустить его за границу на лечение. После того, как история получила огласку и привлекла внимание за рубежом, ребенку и его матери все же оформили документы и позволили выехать за пределы страны.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА