26 april 2024




Новости Центральной Азии

Генпрокурора Узбекистана призвали урезонить «палачей» СГБ

Генпрокурор Отабек Муродов. Фото «Газета.Uz»
Председатель инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) Сурат Икрамов обратился к генеральному прокурору республики Отабеку Муродову с открытым письмом. В нем изложена просьба защитить семью проживающего в Турции бизнесмена Мунаввара Арипова от нападок сотрудников Службы государственной безопасности (СГБ) Нуриддина Махмудова и Нодира Рахимова, пытающихся избежать наказания за применение пыток к подследственным.

По информации правозащитников и адвоката Сергея Майорова, родственникам Арипова угрожают физической расправой, если они не прекратят расследование по фактам применения к ним пыток в период допросов, проводимых работниками спецслужбы в 2016 году (тогда она называлась СНБ, Служба национальной безопасности). Давление на фигурантов усилилось после того, как 8 августа текущего года пресс-центр ИГНПУ распространил в интернете статью по данному делу, озаглавленную «Пытки, истязания, угрозы и незаконные аресты в Узбекистане продолжаются. Факты пыток семьи Ариповых из Коканда сотрудниками СНБ».

Как следует из материалов правозащитной организации, Мунаввар Арипов – уроженец города Коканда Ферганской области Узбекистана, отец пятерых детей, успешный предприниматель, ныне проживающий в Стамбуле. Сотрудники узбекских спецслужб предпринимали попытки завербовать бизнесмена, чтобы тот передавал в СГБ информацию о работающих в Турции узбекистанцах, находящихся в розыске по религиозным и политическим мотивам. Получив отказ, силовики решили «отыграться» на семье Арипова.

В октябре 2016 года супруга Арипова Мухтасар вернулась из Дубая, где некоторое время проживала с семьей, в Коканд. Спустя неделю в ее дом ворвались сотрудники СНБ и, не предъявляя никаких документов и санкций, произвели обыск. Группой оперативников руководил Нуриддин Махмудов.

Мухтасар Арипову доставили в городской отдел внутренних дел, где после допроса ее начали избивать и подвергали издевательствам. Сотрудники спецслужб били ее резиновой дубинкой по ногам, оскорбляли и заставляли петь гимн Узбекистана. Пыткам подверглись и другие родственники Мунаввара Арипова – его братья, сестры и дети. Махмудов угрожал жене Арипова, что «сделает ее дочь Ойшу проституткой» и выложит непристойное видео в интернет.

Спустя 15 суток Арипову отпустили домой, но на полпути машину вернули и снова привезли в ОВД, где еще на протяжении четырех дней женщина подвергалась пыткам. Сотрудники СГБ избивали ее, требуя сотрудничать со спецслужбами – предоставлять информацию о беженцах по религиозным мотивам, проживающих за рубежом.

После того как Арипову отпустили домой, к ней приехали сотрудники милиции и устроили несанкционированный обыск. Женщину и ее брата увезли на допрос, отпустив на свободу лишь на следующий день.

Представители ИГНПУ, изучая материалы дела, побывали в Стамбуле у семьи Ариповых, получили подробные сведения о действиях сотрудников СНБ по Ферганской области, которых Ариповы просили привлечь к ответственности за незаконные задержания, применение пыток и издевательства над их родственниками.

30 ноября 2017 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал указ, запрещающий использование в суде доказательств, полученных с применением пыток при ведении расследования. В апреле 2018-го в стране вступили в силу новые поправки в Уголовный кодекс, которые ужесточают наказание за применение пыток. Так, за применение пыток без квалифицирующих признаков установлено наказание в виде ограничения или лишения свободы от трех до пяти лет. Раньше за это преступление могли дать не больше трех лет тюрьмы. За применение пыток, которые повлекли тяжкие телесные повреждения или другие тяжкие последствия, теперь предусматривается от семи до десяти лет тюрьмы. Раньше наказание не превышало восьми лет лишения свободы. Кроме того, новые поправки вводят обязательное дополнительное наказание – лишение определенного права. То есть осужденного за пытки могут, например, лишить права работать в правоохранительных органах.

По заявлениям правозащитников, в Узбекистане права подследственных, заключенных и их родственников часто не соблюдаются, а пытки широко распространены. Подробнее об этом можно прочитать в материалах «У тебя на спине Эрмитаж». Как пытали Бобомурода Абдуллаева», «Узбекистан: пытки день за днем»,«Эзгулик»: В узбекских тюрьмах растет число изнасилованных женщин», «Глазами правозащитника. Краткое путешествие по узбекским тюрьмам», «Узбекистан: Пытки вместо следствия. Адвокатские истории».

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА