8 may 2024




Новости Центральной Азии

Правозащитники отметили рост числа незаконных депортаций из России в Центральную Азию по запросу спецслужб

Фото с сайта Vuzyinfo.ru
В сентябре семеро граждан стран Центральной Азии, нуждавшихся в убежище, были насильственно с нарушениями законодательства депортированы из России на родину по запросу спецслужб. В их числе — сторонник таджикской оппозиционной «Группы 24» Далерджон Буриев и гражданин Кыргызстана Хамидулло Камбаров, разыскивавшийся по делу об ошских событиях 2010 года. Об этом пишет «Новая газета» со ссылкой на правозащитную организацию «Право на убежище».

В организации утверждают, что узбекистанцев, таджикистанцев и кыргызстанцев высылают при малейшем интересе со стороны спецслужб в обход не только российских, но и международных соглашений и законов, и таких случаев становится все больше.

Гражданин Таджикистана Далерджон Буриев, который поддерживает оппозиционное общественно-политическое движение «Группа 24», выступающее за демократические изменения в стране, уехал в Россию из-за преследований в 2016 году. Несколько месяцев назад его задержали российские полицейские на улице в Екатеринбурге при проверке документов и выяснили, что он числится на родине в розыске по подозрению в религиозном экстремизме. Он попросил российские власти предоставить ему убежище, но ему было отказано.

Несмотря на то, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 11 сентября применил к Буриеву Правило 39 своего Регламента (категорический запрет на насильственное возвращение человека на родину, где к нему могут быть применены пытки со стороны властей), в тот же день его внезапно освободили из СИЗО. На выходе его арестовали, отвезли в Центр временного содержания мигрантов, а затем отправили в аэропорт, откуда в ночь с 12 на 13 сентября самолетом «Уральских авиалиний» прямым рейсом депортировали в Таджикистан. На родине Далерджона Буриева тут же арестовали таджикские спецслужбы.

Гражданина Кыргызстана, этнического узбека Хамидулло Камбарова депортировали на родину 6 сентября, причем в ЕСПЧ правоохранители представили расписку о якобы его добровольном согласии на отъезд. В Кыргызстане он разыскивался по подозрению в участии в беспорядках в Оше и Джалал-Абадской области в 2010 году.

Камбаров приехал в Россию в ноябре 2017-го, в декабре его задержали по запросу киргизских властей об экстрадиции. Он попросил убежища, но ему через полгода отказали и 29 августа приняли решение о депортации. Камбарова выпустили из СИЗО задолго до истечения экстрадиционного ареста и тут же задержали снова.

4 сентября юристы добились от ЕСПЧ решения о запрете на высылку Камбарова до рассмотрения в ЕСПЧ его жалобы на нарушение Конвенции по правам человека. Несмотря на это, уже 5 сентября кыргызстанца доставили в аэропорт и через сутки посадили на самолет до Бишкека. Минюст России представил в Страсбург расписку Хамидулло Камбарова, в которой он якобы изъявляет желание добровольно покинуть территорию России и отправиться в Кыргызстан.

«Я видел его в аэропорту, — рассказал адвокат Камбарова Кирилл Жаринов, — он категорически не хотел лететь домой. Знал, что его там ждет». По прилете в Бишкек Камбарова задержали и затем поместили в СИЗО Джалал-Абада.

«Истории Далерджона Буриева и Хамидулло Камбарова не единичны. За последние несколько лет Россия депортировала десятки граждан Средней Азии, которые у себя дома объявлены в розыск», — сообщила адвокат Дарья Тренина, глава программы «Право на убежище» российского Института прав человека. Правозащитники утверждают, что ситуация становится все хуже и называют ее катастрофической.

Когда ЕСПЧ начал применять Правило 39, придумали и возможности его обхода — людей начали похищать, рассказала «Коммерсанту» адвокат адвокатского бюро «Мусаев и партнеры» Надежда Ермолаева, защищавшая граждан Узбекистана. Сравнительно недавно, по ее словам, правоохранительные органы начали прибегать к процедуре депортации. За последние несколько месяцев было уже несколько подобных случаев. По этой схеме иностранцу, который содержится в СИЗО по запросу об экстрадиции, оформляют распоряжение о нежелательности, чтобы не связываться с длительной экстрадиционной процедурой, предусматривающей обжалование в судах двух инстанций, включая Верховный суд РФ. Затем его выпускают из СИЗО, снова задерживают и тут же депортируют.

В России в основном ищут убежища граждане бывших советских республик, больше всего — из Центральной Азии, которых преследуют за политическую или религиозную деятельность, а иногда и за этническую принадлежность. ЕСПЧ не раз признавал их особо уязвимой группой, поскольку применение к ним пыток в ходе следствия стало повсеместной практикой.

Ранее попытки России выдать граждан Узбекистана спецслужбам, в частности история журналиста Худоберди Нурматова, который работал под псевдонимом Али Феруз в российской «Новой газете», и Аброра Хидирова, находящегося в международном розыске, получали широкий резонанс.

В незаконных депортациях обвиняют не только Россию, но и Турцию. Так, а феврале активист запрещенной в Таджикистане Партии исламского возрождения (ПИВТ) Нумонджон Шарипов, задержанный в Стамбуле, был тайно вывезен в Таджикистан.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА