Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Экономическая газета, награжденная престижной международной премией, находится на грани банкротства

01.05.2009 10:38 msk, Павел Кравец

Узбекистан Свобода слова

Еженедельная экономическая газета «Менинг мулким - Частная собственность» при Госкомимуществе Узбекистана, награжденная во Франкфурте в феврале этого года международной премией «IAE International Arch of Europe» («Золотая арка Европы»), находится на грани финансового краха. Сотрудники газеты, обладающей столь престижной наградой, не получают зарплату с начала года. Причиной этого, по мнению коллектива издания, является незаконная монополизация права на размещение информации о финансовой деятельности организаций, лишившая газету основной статьи дохода.

Логотип газеты
Логотип газеты «Частная собственность»

Еще в 2006 году Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг (далее - Центр) при Госкомимуществе Республики Узбекистан объявил среди печатных средств массовой информации тендер с целью выбрать газету, получающую право публиковать информацию о финансовой деятельности организаций, имеющих отношение к рынку ценных бумаг. Иными словами, эти организации (прежде всего, открытые акционерные общества), ранее размещавшие сведения о себе там, где считали нужным, после оглашения результатов тендера должны были на платной основе постоянно размещать свои объявления только в одном издании. Такой газетой поначалу стал «Бизнес-вестник Востока» (БВВ). Подробно об этом см. в статье «Тендер для «БВВ»... Чиновники Узбекистана монополизировали право на информацию».

Здесь следует пояснить, что согласно законодательству Узбекистана, все акционерные общества (АО) обязаны давать объявления о своей деятельности в печатных изданиях. Как минимум, это два больших объявления в год: извещение акционеров о сроках проведения годового отчетного собрания, а затем и отчет о его итогах. «Частная собственность» («ЧС») изначально была создана именно для размещения подобных объявлений, и фактически жила за счет них. До 2006 года АО размещали свои объявления в различных изданиях, а на долю «ЧС» приходилось около четырех-пяти процентов от общего объема объявлений.

По оценкам специалистов, еще в 2006 году общая стоимость размещения публикаций, которые прошли через получившую эксклюзивное право газету «БВВ», составляла сотни миллионов сумов, что лишило дохода другие издания. Таким образом, по мнению авторов вышеуказанной статьи, «тендер» и его последствия нарушили ряд законов Республики Узбекистан. Это Законы «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О механизме функционирования рынка ценных бумаг», и другие. Так что, речь, скоре всего, идет не о незнании Центром законов Узбекистана, а о беспрецедентной финансовой афере, уверены авторы вышеуказанной статьи.

Между тем, в том же 2006 году монопольное право на размещение информации было передано вновь образованной газете «Биржа», учредителем которой, опять таки, является Госкомимущество. С тех пор «ЧС» лишилась не только основной статьи дохода, но и многочисленных подписчиков в лице акционерных обществ. С трудом перебиваясь, газета просуществовала таким образом последние два года. Сотрудники не получают зарплату с января, не говоря уже о том, что за неимением средств редактор газеты Лидия Резникова даже не смогла поехать на торжественную церемонию награждения издания во Франкфурт. Но самое удивительное, что Госкомимущество, являясь учредителем, не предпринимает никаких шагов по разрешению сложившейся ситуации, пустив все на самотек и заняв выжидательную позицию. При этом корреспондентам предлагают самим искать подписчиков и рекламодателей, а не заниматься своими прямыми обязанностями.

По мнению коллектива «ЧС», в настоящее время газету просто так закрыть не могут, или почему-то не хотят, но и спасать не собираются, будто ждут, что все потихоньку начнут сами увольняться. Может быть, дело в том, что кроме Госкомимущества, соучредителями злополучного издания являются еще несколько организаций, задаются вопросом сотрудники газеты. Вот и получается, как в той поговорке: «У семи нянек – дитя без глаза».

Для выяснения нынешней ситуации корреспондент Ферганы.Ру встретился с одним из авторов статьи «Тендер для «БВВ», сотрудником «ЧС» Виктором Крымзаловым.

- Начнем с того, что еще в советские времена, когда зарплаты были сравнительно высокими, а газеты стоили копейки, государство всегда поддерживало СМИ, - говорит Виктор Крымзалов. – Сегодня же, при низких зарплатах, цены на печатную продукцию неуклонно растут, покупательская способность населения падает, газеты уже мало кто выписывает, почтовые ящики пустуют. В таких условиях ни одно средство массовой информации не может выжить самостоятельно. Поэтому изначально сохранение СМИ было определено следующим образом. Во-первых, это обязательный, установленный «сверху» список подписки для учреждений, предприятий и т.д. А во-вторых, массированная поддержка со стороны учредителей. Примером может стать газета «Налоговые и таможенные вести», на которую в начале ее «раскрутки» заставляли подписываться все предприятия, отчитывающиеся в налоговой инспекции.

Газете «Частная собственность» не нужно было ни такой обязательной подписки, ни радикальной помощи учредителей. До пяти процентов объявлений акционерных обществ поступали в нашу газету, чего вполне хватало для того, чтобы выплачивать сотрудникам достойную зарплату, покупать бумагу и прочее. Но проведенный в 2006 году тендер нарушил наши права.

После публикации статьи мы встречались с работниками антимонопольного комитета. Нас заверили, что объявят новый тендер, уже справедливый. Но, как видите, этого не произошло. Зато в августе 2006 года мы узнали, что газету «Мукдор» при Госкомимуществе переименовали в «Биржу», и что отныне все объявления отданы ей. Госкомимущество предложило нам шестьдесят миллионов сумов «отступных» - дополнительный вклад в уставной фонд. Изначально коллектив был против этого, раз уж начали войну, то надо продолжать, но руководство газеты вынужденно согласилось на этот шаг, поскольку вливания позволили выплатить зарплату и обновить оргтехнику. И все. В результате Госкомимущество стало главным учредителем, а газета попала в своеобразный капкан.

Между тем, в любое постановление можно внести изменения, хотя бы исходя из того, что Президент требует постоянного усовершенствования законодательства. Например, Юнусабадская Палата товаропроизводителей и предпринимателей до своей реорганизации по просьбе тех же предпринимателей вносила до двадцати изменений в год в различные указы, постановления и прочие нормативные документы. Это нормальный рабочий процесс. В нашем случае, внести изменения в соответствующие документы было бы гораздо проще, чем торпедировать само существование газеты.

Лишенная объявлений газета, потихоньку агонизировала, какие-то долги нам погашало Госкомимущество, но к началу нынешнего года газета оказалась «по уши» в долгах. На последнем собрании учредители даже не обратили внимания на саму идею включить газету в обязательный список подписки. Нам посоветовали искать рынки сбыта, обратиться к товариществам собственников жилья, которых более двадцати тысяч. Но это выглядело несерьезно, потому, как ни одно товарищество добровольно не пойдет на подписку. Конечно же, этот рынок реально использовать, если позвонят из Кабинета Министров в хокимияты, хокимы вызовут руководителей товариществ и скажут, что есть такая замечательная газета, на которую просто необходимо подписаться, чтобы быть в курсе всех жилищных вопросов. Это обычная практика поддержания на плаву СМИ. На мой взгляд, над нами в очередной раз просто посмеялись и перенесли продолжение собрания на 1 мая, по иронии судьбы, являющееся Международным днем солидарности трудящихся. Попросили переделать бизнес-план и сказали, что посмотрят и решат, что же с нами делать. То есть агонию немного отсрочили, но мы не верим в какие-либо изменения при существующем положении вещей. И, вот, на этом фоне процветает афера с газетой «Биржа», куда стекаются огромные финансовые потоки, которые неизвестно кому идут в карман.

Фергана.Ру: - Вы это утверждаете?

В. Крымзалов: - А это можно элементарно подсчитать. Одних только АО с государственными долями существует около двух тысяч, не говоря уже об обществах без государственной доли. Возьмите цифры в Интернете, умножьте их на миллион и получите искомую сумму. Если бы все эти деньги доставались «Бирже», то все ее сотрудники давно бы ездили на «Лексусах». Насколько я знаю, миллионов там не платят, разве что зарплату выдают вовремя. А куда идут остальные деньги, неизвестно.

Фергана.Ру: - Так что же, по-вашему, необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию?

В. Крымзалов: - Здесь есть три варианта. Первый – включить газету в обязательный список подписки. Второй – радикальная помощь учредителей в виде постоянных финансовых вливаний. И, третий, самый простой – пожертвовать, наконец, этими, неизвестно куда девающимися деньгами, точнее, малой их частью. А это все те же четыре-пять процентов. Мы не претендуем на весь рынок, а только хотим вернуть отнятое. Да, право на размещение информации забрали у всех газет, но для "ЧС", это всегда являлось принципиальным вопросом существования.

Фергана.Ру: - И все же, несмотря ни на что, газета существует?

В. Крымзалов: - Несмотря на нищенское положение, газета пока еще живет и работает. Нас признали достойными награждения Международным призом «IAE International Arch of Europe». Эту награду газета получила за высокую культуру качества. Причем, мы о себе не заявляли. Нас, можно сказать, сами нашли. Когда же 23 февраля во Франкфурте состоялась церемония вручения премий, представители газеты не смогли на нее поехать из-за нашей финансовой несостоятельности. Одно приятно, что мы были не единственными представителями Узбекистана. Наград также удостоены СП «УзБАТ» и Навоийский горно-металлургический комбинат. Кстати, встретил недавно знакомого из «УзБАТа», так он говорит, что они свою награду с гордостью выставили на проходной, чтобы все, кто заходит на предприятие, первым делом видели ее. Всего же, премии вручались компаниям из 53-х стран мира, представляющим разные экономические сферы.

Если говорить о работе нашего издания, то, для сравнения, во многих газетах запрещено критиковать даже работу дворников. Наша газета всегда поднимает смелые вопросы, мы публикуем острые критические материалы. Недавно газета даже судилась после публикации критической статьи. На нас подали в суд, но после долгой тяжбы, мы все же выиграли по всем пунктам. Причем, выиграли, не прибегая к помощи адвокатов, в то время как с противоположной стороны работала целая адвокатская контора, и их адвокаты по очереди принимали участие в судебных разбирательствах. Но выиграли мы потому, что наша газета права и стоит на позициях защиты, как простых людей, так и государственных интересов.

Фергана.Ру: - Почему же газета, существующая полтора десятка лет, зарекомендовавшая себя не только в Узбекистане, но и за рубежом, чему свидетельством является последняя награда, так обойдена своим главным учредителем, почему Госкомимущество не предпринимает никаких шагов для спасения своего детища?

В. Крымзалов: - Я бы не стал искать причины происшедшего с газетой только в инертной позиции Госкомимущества. Больше, чем уверен, - это месть чиновников других организаций за «торпедирование» итогов памятного тендера. А также за ряд критических материалов. Вопросов на самом деле много. С чего бы, скажите, узбекоязычную газету «Мукдор» было превращать в русскоязычную «Биржу»? Прецедентов этому в новейшей истории Узбекистана еще не было. Но, думаю, что на эти и другие вопросы нашим учредителям на очередном собрании ответить не по силам.