17 Апрель 2014

ПАРТНЕРЫ: ТУРЦИЯ










Новости Центральной Азии

Как 65-летие Победы отмечали в Ташкенте (фото, видео)

11.05.2010 16:01 msk, Фергана.Ру

Разное Узбекистан

На фото слева: Ислам Каримов возлагает венок к монументу Скорбящей матери. 9 мая 2010 года. Фото © UzA

Прошедшие в Москве грандиозные торжества в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, унесшей более 50 миллионов человеческих жизней, затмили собою все аналогичные празднования последних десятилетий. В военном параде приняли участие более 40 тысяч человек из разных стран и более 1300 единиц техники, с трибун за этим зрелищем наблюдали около трех тысяч ветеранов войны и несколько десятков глав государств и правительств. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон провел в своей стране торжественный парад даже на два дня раньше – специально для того, чтобы успеть в Москву. Выступая перед его участниками, он сказал: «Праздник Победы над фашизмом для всего миролюбивого народа планеты является праздником победы над расистской идеологией, человеконенавистничеством, а также Днем Памяти жертв страшной войны, которые отдали свои жизни для спокойного будущего человечества».

Как праздник отмечал президент Узбекистана

Что касается президента Каримова, то он в Москву не поехал.

Пока на Красной площади грохотал беспрецедентный военный парад, в Ташкенте обошлись коротким шествием трех взводов перед мемориалом Боевой славы возле Волгоградского мемориального кладбища. Главы государства там опять-таки не было – он ограничился церемонией возложения цветов к подножию монумента Скорбящей матери на площади Памяти (уголок площади Мустакиллик, где расположен этот мемориал). На главной площади страны парады давно уже не проводятся ни по какому случаю, сама же Аллея парадов перед зданием Сената (где раньше было здание библиотеки Навои), тесно засажена рядами сосенок: общеизвестно, что президент Каримов избегает любых скоплений вооруженных людей, вероятно, опасаясь повторения участи египетского коллеги Анвара Садата, застреленного в 1981 году как раз во время военного парада.

Граждане возлагают цветы к подножию монумента Скорбящей матери на площади Памяти
Граждане возложили цветы к подножию монумента Скорбящей матери на площади Памяти после Ислама Каримова

Огромную площадь Мустакиллик (ранее Ленина, ранее Красную) уже с 7-го мая полностью закрыли для посторонних. По периметру она была оцеплена милиционерами и сотрудниками спецслужб, допускались только работницы в голубых одеждах, убирающие листву и равняющие травку. Называемая причина – открывшаяся 7 мая сессия Сената, на которой присутствовали члены правительства, в связи с чем к помпезному дворцу, возведенному на месте общедоступной республиканской библиотеки, на 200-300 метров никто не подпускался. Причина неназываемая, но, похоже, подлинная – а вдруг террористы зароют бомбу возле мемориала, который намеревается посетить президент?..

Уже ранним утром девятого мая таксисты сообщили, что часть города вокруг площади наглухо блокирована – приходится ехать в объезд. И сразу стало ясно, что туда направляется президент. Когда он совершает свои визиты во дворец Форумов или еще куда-нибудь, то сотни милиционеров и агентов в штатском уже за 500-800 метров перегораживают ведущие в центр города дороги и в течение нескольких часов этот район столицы остается полностью изолированным.

Вот как описывает пребывание президента Каримова на площади Национальное информагентство УзА:

«По-особенному оживлена площадь Памяти. Здесь собрались ветераны войны и труда (интересно, разрешили ли им надеть советские награды?), члены правительства, депутаты и сенаторы, военные и представители широкой общественности.

Над площадью звучит тихая мелодия.

8.30. На площадь входит Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов.

Глава государства под звуки военного оркестра возложил венок к подножию памятника Скорбящей матери.

Президент страны отдал дань памяти тысяч наших соотечественников, погибших во Второй мировой войне».

Ислам Каримов возлагает цветы
Ислам Каримов возлагает цветы

Затем президент поздравил всех участников войны, «которые в добром здравии живут сегодня рядом с нами, почтенных отцов и матерей, всех наших соотечественников с этим священным праздником – Днем памяти и почестей» (переименованным 12 лет назад Днем Победы). Далее УзА приводит текст его речи, сказанной по этому случаю (целиком ее можно прочитать здесь).

«Говоря о вкладе, который внес наш народ наряду с народами бывшего Союза в победу во Второй мировой войне, считаю уместным привести некоторые цифры, - сказал Ислам Каримов. - Если накануне войны в нашей стране проживало около 6,5 миллиона человек, то 1,5 миллиона из них непосредственно участвовали в сражениях. То есть, без учета младенцев и детей, стариков и женщин, более 40 процентов нашего населения с оружием в руках участвовало в войне. В ней погибли около 500 тысяч наших соотечественников, то есть 30 процентов всех участников войны».

Любопытно, что в аналогичной речи 2007 года президент называл совсем иные цифры. Вот отрывок из его речи, посвященной 62-летию Победы: «На фронтах Второй мировой войны сражались 1,5 миллиона наших соотечественников. Если учесть, что в то время в стране проживало около четырех миллионов человек, то можно представить, насколько велика эта цифра. Более четырехсот тысяч узбекистанцев пали в боях. Примерно 130 тысяч человек пропали без вести. Это огромная утрата».

Между тем в учебнике истории для вузов, изданном в Ташкенте в 2002 году, говорится следующее: «На фронтах погибло 263.055 узбекистанцев… 132.670 человек пропали без вести. …Если вспомнить, что в 1941 году население Узбекистана составляло всего 6,5 миллионов…, то станет понятным, какие великие потери, какое испытание выпало на долю нашего народа».

Впрочем, не будем придираться, ошибиться может каждый. Далее президент сказал: «Я убежден в том, что наши отцы отдали свои жизни в жестоких боях не за освобождение какой-то безымянной высоты и водружение на ней красного знамени, а, прежде всего за своих близких – отца и мать, детей, любимую, за их будущее и мирную жизнь. Поистине, когда человек задумывается об этом, он как бы слышит голоса мужественных воинов, проливших кровь и погибших в беспощадных боях, обращенные к нам, живущим сегодня под мирным небом. Необходимо как должное воспринимать их мысли и устремления, обращенные к нам из далекого прошлого, в которых звучат их пожелания: «Пусть здравствуют наши дети, пусть будут вечны наша страна и наш народ, который никогда никому и ни в чем не уступал и не уступит».

Президент Каримов также объяснил, почему он не поехал на торжества по случаю 65-летия Победы в Москву: «В этот день я считаю своим священным долгом быть вместе с нашим народом, уважаемыми ветеранами, еще и еще раз поздравить их и весь народ с этой исторической датой».

Через некоторое время после его отбытия к мемориалу Памяти пропустили совместную делегацию зарубежных дипломатов, а после них стали пускать уже и простой люд вкупе с «уважаемыми ветеранами».

По сообщению узбекистанских СМИ, памятные мероприятия, посвященные празднованию Победы над фашизмом, прошли по всей стране, к мемориалам павшим воинам были возложены цветы, повсюду прошли чествования ныне живущих ветеранов. Множество людей в этот день посетили Площадь памяти (уголок площади Мустакиллик, в котором расположен мемориал – прим. ред.), где в «Книге памяти» навечно запечатлены имена около 435 тысяч узбекистанцев, героически павших в огне сражений во имя защиты Отчизны, «во имя ее сегодняшних светлых дней». Они оставляли цветы у памятника Скорбящей матери и вечного огня, перелистывали книги памяти с именами погибших и благодарили ветеранов за их подвиг.

Как праздник отмечали на «Братских могилах» (мемориал Боевой славы возле Волгоградского мемориального кладбища)

Я приехал туда примерно в 10.30. Отовсюду стекались люди и с цветами в руках поднимались к мемориальному комплексу по широкой лестнице – Аллее городов-героев. Гранитные стелы с именами десяти этих городов уже были засыпаны цветами, как и бронзовый Венок Славы в конце аллеи. Однако наверху, на площади, выяснялось, что подняться еще выше - к вечному огню и монументу Скорбящей матери, нельзя, - милиционеры никого не пропускают. «В 11 часов ожидается делегация представителей зарубежных посольств», - поясняли они. И поднявшиеся по лестнице люди, среди которых было много стариков и детей, были вынуждены, стоя, обливаться потом на солнцепеке или прятаться в тени дубков и сосенок.

Время шло и шло, но ожидаемой делегации всё не было. Наконец милиционеры стали расчищать площадь от людей, тесня всех пришедших к ее краям. Изнемогая от жары, многие возлагали цветы куда придется, и покидали мемориальный комплекс. Некоторые стали громко выражать свое неудовольствие. «Давай сними, как в Узбекистане встречают 65-летие Победы. Пусть все знают!», - отвлекся от ругани с ментом и обратился ко мне какой-то пожилой человек с георгиевской ленточкой, видя, как я хожу там с фотоаппаратом.

Постепенно всеобщее возмущение нарастало. Почему все должны жариться на солнце, ожидая, когда великое начальство, приватизировавшее этот праздник, соизволит явиться и, наконец, позволит жалкому плебсу возложить свои подношения? Ситуация неплохо демонстрировала сложившиеся в Узбекистане отношения власти и народа.

Некий молодой человек приблизился к загораживавшему дорогу к мемориалу майору милиции и негромко произнес: «Они сейчас на площади возлагают венки. Потом сюда поедут». «О-о-о, - протянул майор. – Это значит, еще долго». «Вы что, - обратился я к нему, – разве можно так делать? Свяжитесь с начальством - надо всех пустить - посмотрите, сколько тут стариков, детей. Ведь это издевательство – держать их на такой жаре». «Э, я маленький человек, что я могу?» - ответил он, изобразив скорбь в голосе.

Время перевалило за 12, когда, наконец, раздались звуки марша, и на плац вышел небольшой военный оркестр, а за ним три-четыре взвода солдат, одетых в форму нескольких родов войск – десантников, танкистов, летчиков и, по-моему, артиллеристов. Музыканты укрылись в тени деревьев и сыграли несколько мелодий, а солдаты, держа в руках карабины с примкнутыми штыками, выстроились двумя рядами вдоль плаца.

Ветераны

Прошло еще 20-30 минут томительного ожидания, и, наконец, появились члены делегации – одетые в темные пиджаки люди с совершенно одуревшими от жары, распаренными лицами. Вроде бы с ними была небольшая группа ветеранов. Рассмотреть это было сложно, поскольку народ от них отделяли наряды милиции. Они поднялись к мемориалу (он выше, на пригорке, так что видно церемонии возложения не было), но вскоре показались уже на трибуне, где выстроились наподобие членов советского политбюро на первомайской демонстрации. Оркестр торжественно исполнил гимн Узбекистана, а затем состоялся парад. Военные продемонстрировали упражнения с карабином, после чего лихо прошагали по площади под звуки советских маршей и «Дня Победы». Это была кульминация праздника. Отмечу, что сам парад был организован довольно неплохо – это было зрелище, от которого ташкентцы давным-давно успели отвыкнуть.

После этого милиционеры расступились, и народ, наконец, получил возможность сделать то, для чего он, собственно, сюда и пришел – возложить цветы к вечному огню и к монументу Скорбящей матери. В считанные минуты подходы к ним были завалены цветами. После этого люди разбрелись – одни отправились на расположенное здесь же Волгоградское кладбище, другие – к похороненным Героям Советского Союза, третьи – еще куда-то. Я заметил, что многие хотели сфотографироваться с ветеранами войны или спрашивали разрешения сфотографировать с ними детей, попутно объясняя последним, что это значит - победа в минувшей войне, и что для нее сделали эти немногие присутствующие здесь люди. У многих были георгиевские ленточки. Это представители российского посольства подогнали машину, и раздали их всем желающим. Ну и чисто личное впечатление: давно не встречал такого большого собрания европейцев в одном месте.

Но церемонии на этом не закончились. Вскоре вновь раздались звуки марша и по лестнице Аллеи городов-героев рядами стали подниматься воины-интернационалисты (афганцы и другие), а за ними учащиеся военного училища – кадеты, одетые в темно-синюю форму. Состоялась еще одна церемония возложения цветов – как к вечному огню, так и к монументу Скорбящей матери.

После этого я направился на площадь Мустакиллик, к мемориалу Памяти, где тоже имеются вечный огонь и монумент Скорбящей матери. (Всего Скорбящих матерей в Ташкенте две, схожий с ними третий памятник женщине под глобусом Узбекистана называется «Монумент Счастливой матери»). В такси мы добирались вместе с одним из ветеранов, грудь которого была увешана орденами и медалями. Ему было уже 85 лет.

- В России всем ветеранам дали квартиры и машины. И инвалидам, - проявил он осведомленность. И уточнил: - Президент Дмитрий Медведев. А нам по 200 тысяч сумов. Хотя это лучше, чем ничего…

Он рассказал, что пять лет назад, на 60-летие Победы, в Москве тоже готовился большой парад. Россияне пригласили поучаствовать в и нем ветеранов из Узбекистана, те собрались было ехать, но Каримов запретил. «И в этот раз так же», - сказал он.

Я напомнил ему, что вроде бы какая-то часть ветеранов поехала – в том числе и Малик Каюмов, который там скончался. Но в Узбекистане об этой поездке, насколько мне известно, не сообщалось.

На площади Памяти наблюдалась схожая картина. Края гранитного круга, в середине которого из восьмиконечной звезды валил вечный огонь, были засыпаны букетами цветов. Горы цветов высились и перед Скорбящей матерью. Тут же было множество венков от посольств. Оказалось, что в возложении венков, организованном посольством России, приняли участие главы и представители более 30 дипломатических миссий и международных организаций. Масса людей пыталась запечатлеть происходящее на фотоаппараты, видеокамеры, и мобильные телефоны, позируя на фоне вечного огня или монумента или снимая своих детей.

Общее отношение к войне и Дню Победы в Узбекистане

В Ташкенте было как-то незаметно, что приближается такой праздник. Местные СМИ о нем особенно не сообщали, а о торжествах в Москве предпочитали вообще не упоминать, замалчивая сам факт их проведения. В городе не было никаких плакатов, посвященных 65-летию Победы, ничего подобного. Хотя один я все-таки заметил, он был приклеен изнутри к стеклянным дверям одного из магазинов и похож на календарь. Но сфотографировать его мне не удалось: придя на следующий день с фотоаппаратом, я обнаружил, что его там уже нет. Ну, еще можно прибавить сюда афишу нового фильма Михалкова в некоторых столичных кинотеатрах, в непременном соседстве с «Железным человеком-2». И всё. Это, конечно, кардинально отличается, например, от Алматы, где вывесили огромные плакаты-баннеры, напоминающие фронтовикам, что их подвиг чтят. В Узбекистане же, власть в лице бессменного президента вот уже примерно два десятка лет внушает людям, что от празднования победы в Великой Отечественной стоит, по меньшей мере, дистанцироваться.

Афиши в Ташкенте
Афиши в Ташкенте – единственные плакаты, посвященные 65-летию Победы

В России на днях были названы официальные цифры погибших в той войне – 26,6 миллиона человек. Такова была цена победы. Из Узбекистана на фронт ушло, как выше уже говорилось, полтора миллиона человек, от 400 до 500 тысяч, по разным данным, погибли. И десятилетия после войны узбекские ветераны гордились своим подвигом, они знали, что их уважают и ценят. Но уже в начале 90-х, после воцарения г-на Каримова, узбекские СМИ получили указания – не показывать советских орденов и медалей. И перед каждым Днем Победы, переименованным в Узбекистане в День памяти и почестей, награды ветеранов стали либо вырезать из кадра, либо специально закрашивать на компьютере. Замазывали золотые звезды героев войны и труда, ордена и медали, причем даже в музеях и картинных галереях. Конечно, это не изменило человеческого отношения к фронтовикам, но государство вело себя вот так – и можно привести много историй, когда узбекские телевизионщики брали интервью у какого-либо ветерана, а потом начальство не пропускало его из-за того, что на груди у него красовалась звезда или орден, а то и целый иконостас орденов и медалей, и вырезать или замазать их было очень трудно.

Попали под запрет словосочетания «Герой Советского Союза» и «Герой Социалистического труда». Вот, например, выдержка из учебника истории Узбекистана для вузов (Ташкент, «Университет», 2002 год): «Воины-узбекистанцы проявили себя на фронтах бесстрашными, мужественными бойцами. 120 тысяч узбекистанцев были награждены боевыми орденами и медалями, из них 338 удостоены звания Героя, 53 – кавалера Ордена «Славы». Как видим, вторая часть фразы – «Советского Союза» - вычеркнута.

Другая цитата из того же учебника: «Урна с прахом генерала Рахимова была привезена в Ташкент и воинскими почестями похоронена на Братских могилах. Ему посмертно присвоено звание Героя. Сегодня его имя носит один из районов Ташкента». Еще одна цитата оттуда же: «За умелые боевые действия при освобождении Чехословакии командир стрелковой роты, гвардии старший лейтенант Саидбеков Амир-Али из Ферганы, удостоен звания Героя». И так не только в учебниках, но и во всех местных СМИ.

Разумеется, запретили не только использовать словосочетание «Герой Советского Союза», но и публиковать фотографии героев с пятиконечными звездами. А в 1995 году замена пятиконечной звезды на восьмиконечную произошла на государственном уровне. По инициативе президента Каримова 22 декабря 1995 года был принят закон «О государственных наградах». Были учреждены звание «Герой Узбекистана» и высшая награда – медаль «Олтин юлдуз», восьмиконечная звездочка, сменившая пятиконечную, а также орденов «Мустакиллик», «Дустлик», медалей «Жасорат» и «Шухрат». В облик большинства орденов была вписана восьмиугольная звезда. Звезды на погонах узбекских офицеров тоже стали восьмиконечными. И даже в комплексе вечного огня на главной площади Ташкента площади сменили звезду: как будто солдаты воевали с восьмиконечной звездой на каске. Всмотритесь в вечный огонь этого мемориала – языки пламени вырываются из середины восьмиконечной звезды! И это не исключение, а общая ситуация. Например, в городе Навои в монумент солдатам Великой Отечественной вместо пятиконечных звезд ввинтили восьмиконечные…

Восьмиконечные звезды – вместо пятиконечных
Восьмиконечные звезды – вместо пятиконечных

Сменилась и цель войны – ныне декларируется, что воины-узбекистанцы воевали не за уничтожение фашизма, не против идеологии деления человечества на два сорта – высшую расу и недочеловеков, которым надлежало быть уничтоженными или стать рабами, а «за независимость», в чем каждый может убедиться, прочитав надпись на мемориале Памяти в Ташкенте: «Вечно жива память наших соотечественников, отдавших свои жизни за свободу и независимость, счастье нашего народа и страны».

Об отношении Каримова в героям войны говорит и то, что ни одного плаката, посвященному воинам-узбекистанцам и 65-летию Победы в Ташкенте нет, зато буйным цветом цветет культ Тимура – по городу развешаны тысячи плакатов со стилизованными изображениями этого деятеля. Даже в ташкентском вузгородке между бюстами всемирно известных ученых, таких как Архимед, Платон, Аристотель, Ньютон, Улугбек и Авиценна, оказался бюст Тимура в остроконечном шлеме. Оспаривать его уместность в этом месте считается едва ли не равносильным преступлению.

В общем, неудивительно, что из государств постсоветского пространства в торжественном параде Победы на Красной площади в Москве по очевидным причинам не приняли участие некоторые прибалтийские страны и Грузия. Да еще вот Узбекистан, демонстрируя особое мнение его лидера.

Справедливости ради отмечу, что «Газета.uz», ссылаясь на данные российского посольства, сообщала, что девятого мая четверо ветеранов из Узбекистана собирались принять участие в Параде Победы на Красной площади в Москве. Четверо ветеранов, представляющих татарскую диаспору Узбекистана - в мероприятиях, связанных с празднование 65-летия Победы, в Казани. Двое узбекистанцев – жителей блокадного Ленинграда – в рамках XVIII слета Международного союза городов-героев стран СНГ - в праздновании Победы в Санкт-Петербурге. А по данным посольства Украины, делегация представителей Узбекистана, проявивших доблесть и отвагу во время освобождения Украины от гитлеровских захватчиков, планировала принять участие в торжествах по случаю юбилея Победы в Киеве.

В любом случае, ветеранов, желающих поучаствовать в торжествах по случаю Победы в Москве, Казани или Украине было на порядок больше, и то, что попасть туда они так и не смогли, является личной «заслугой» главы узбекского государства.

История с разрезанным солдатом

Весьма показательна в этом плане история с уничтоженным памятником советскому солдату. Напомню, что в ночь на 22 ноября 2009 года (как всегда ночью, тайно; памятник семье кузнеца Шамахмудова два года назад тоже выламывали ночью) в Ташкенте был разрезан и вывезен в неизвестном направлении памятник перед музеем Вооруженных сил Узбекистана (ранее музей Туркестанского военного округа – ТуркВО), изображавший советского солдата времен Великой Отечественной войны с автоматом ППШ в поднятой руке. Памятник был установлен в 1973 году и до 1990-го года назывался «Защитник южных рубежей», а в преддверии получения Узбекистаном независимости, получил новое имя – «Защитник Родины». Вместе с пятиметровым постаментом высота его составляла 11 метров.

Одновременно в парке перед музеем началась вырубка деревьев и ликвидация Аллеи боевой славы, вдоль которой были установлены бюсты летчика, танкиста, разведчика и представителей других военных профессий. Из парка были убраны танки, пушки, «катюши», ракеты, а также самолеты Миг-21 и Миг-15. Как заявил тогда источник в минобороны Узбекистана, причины вывоза экспонатов и демонтажа памятников заключались в том, что они были установлены в советский период и «не совпадали с содержанием экспозиции Музея вооруженных сил, которая отражает историю вооруженных сил и военного искусства народов Центральной Азии, а также современный период развития вооруженных сил Узбекистана».

Это дело получило громкий резонанс. Конечно, не такой, как в связи с переносом Бронзового солдата в Таллине, когда с резкими заявлениями выступал и российский МИД, и депутаты, но всё же некая реакция последовала. МИД России не стал выступать с официальным протестом, но прокремлевское движение «Наши» провело одиночный пикет возле здания узбекского посольства. На следующий же день после этого посол Узбекистана в России Ильхом Нематов (в оригинале – Неъматов) стал оправдываться, заявив, что все экспонаты музея сняты на реставрацию к празднованию 65-летию Победы, и к празднику будут возвращены на свои места. Враньё посла было очевидно (как можно отреставрировать разрезанный на куски памятник?), но российскую сторону эти объяснения, похоже, удовлетворили. А завравшегося посла вскоре отозвали из России и, то ли подальше от позора, то ли в знак особой благосклонности, перевели в США.

Как и предполагалось, разрезанного солдата не вернули, а на его месте установили новый памятник. Да не простой, а позолоченный. 12 января, накануне Дня защитника отечества (отмечается 14 января) в Ташкенте состоялась торжественная церемония открытия нового монумента, который, по сообщению пресс-службы президента, был воздвигнут по идее и инициативе главы государства и назван «Ватанга касамёд» («Клятва Родине»). Место советского солдата занял современный узбекский, который, преклонив колено, целует государственный флаг, почему-то повернувшись к нему спиной.

Новый памятник у Музея вооруженных сил Узбекистана
Новый памятник у Музея вооруженных сил Узбекистана

Выступая на церемонии открытия, Ислам Каримов заявил, что это событие станет важным «и с исторической, и с духовной, и с политической точки зрения». «Если сравнить вновь возведенный монумент с прежним памятником, который на протяжении долгих лет стоял на этом месте, отражая идеологию старого строя, думаю, многое становится ясным без лишних комментариев», - сказал президент Узбекистана.

Наблюдатели же в облике нового монумента сразу подметили массу бросающихся в глаза несообразностей. Вот что, например, по этому поводу писал известный сетевой публицист Ядгор Норбутаев:

«Суть – солдат может и должен целовать БОЕВОЕ ЗНАМЯ, а не ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ, который мы видим на монументе! Позор скульптору Равшану Миртаджиеву и его вдохновителю Исламу Каримову за такую вопиющую нелепость!!

Молодой воин повернулся к Флагу/Знамени спиной (замечено на сайте «Узметроном»), и подносит к своим губам его краешек. Перекинув при этом край полотнища через плечо, как будто собирается утереть им губы после жирного плова… Надругательство над воинским символом!! Согласно всем существующим в мире воинским Уставам для поцелуя следует склонять голову, а не подносить знамя к губам!

Военнослужащий не имеет права поворачиваться спиной к Боевому Знамени! Проходя мимо него (Пост №1), должен принять положение «смирно», и, равняясь на Знамя, отдать воинскую честь.

При принятии присяги молодые воины не целуют Боевое Знамя! Целует его командир части при вручении его данной части, например гвардейское, и все командиры при увольнении в запас или отставку!»

После того, как МИД России указал послу Узбекистана на «обеспокоенность и негативную реакцию российской общественности в связи с ситуацией с демонтажем памятника Советскому воину-защитнику Отечества в Ташкенте в Мемориальном комплексе Министерства обороны Узбекистана», а также после акций прокремлёвского движения «Наши», в Узбекистане решили объяснить причину уничтожения памятника советскому солдату.

«Монумент «Защитнику южных рубежей Советского Союза» был разобран как морально устаревший, утративший свой смысл и не несущий какой-либо художественной нагрузки», - заявило 25 января информагентство «Жахон», официальное СМИ при МИДе Узбекистана. (Эй, посол Нематов, а как же «реставрация»?) «Строительство музея и установка памятника Защитнику южных рубежей Советского Союза не были связаны с чествованием каких-либо памятных дат второй мировой войны. Кроме того, этот монумент не является символом, увековечивающим память воинов, павших во Второй Мировой войне, а лишь отражал идеологию старого режима», – сообщило агентство. ИА «Жахон» также разъяснило, что, оказывается, «здание музея Вооруженных Сил Республики Узбекистан и сам старый монумент значительно пострадали от землетрясения, произошедшего в городе Ташкенте 22 августа 2008 года».

Отметим, что автомат ППШ свидетельствует о том, что это был солдат как раз той войны, несмотря на название памятника – «Защитник Южных рубежей». Кстати, просто южных рубежей, без «Советского Союза». А в последние годы, напомним, он назывался просто «Защитник Родины». Насчет землетрясения – это из той же оперы, что и заверения дипломата Нематова.

Агентство «Жахон» напомнило и о том, что в 1975 году, в годовщину празднования 30-летия победы во Второй Мировой войне, в Ташкенте был создан мемориал «Скорбящая мать» (возле Волгоградского мемориального кладбища). «Именно здесь хоронили военнослужащих, умерших от ран и болезней в эвакуированных в Узбекистан госпиталях в годы войны». «В 1975 году накануне 9 мая на всех могилах были установлены именные плиты, сюда доставили капсулы со всех городов-героев бывшего СССР, зажгли вечный огонь, который горит и поныне. Сегодня данное воинское захоронение местными органами власти поддерживается в образцовом состоянии. Все элементы мемориала, созданные в 1975 году, сохранены», – сообщило «Жахон». Удивительно, но в данном случае оно не обмануло.

Как участники Второй мировой войны стали участниками Великой Отечественной

В этом году вдруг проявились некие новые веяния. Напомню, что словосочетание «Великая Отечественная война» в Узбекистане долгие годы находилось под негласным запретом, обычно заменяясь на «Вторая мировая» или даже «Вторая мировая война 1941-45 годов» (как известно, Вторая мировая началась в 1939-м). На короткий срок разрешалось использовать это выражение только в 1995 году, когда к юбилею Победы гражданам страны от имени президента Узбекистана вручалась российская медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-45».

Так вот, в этом году, 15 лет спустя, произошло нечто похожее – и запрещенное словосочетание вдруг получило некую реабилитацию, хотя бы и частичную, и, возможно, кратковременную, и сразу несколько раз подряд было использовано официальными СМИ Узбекистана.

Во-первых, в обнародованном президентском указе от 24 марта: «О награждении участников и инвалидов войны 1941-1945 годов в связи с празднованием 65-летия Победы во Второй мировой войне» пунктом первым значилось такое распоряжение: «Наградить юбилейной медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» участников и инвалидов Второй мировой войны». Во-вторых, 5 мая в местной прессе был опубликован полный текст обращения глав СНГ к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 65-летием Победы, где неоднократно употреблялись сразу два (!) нежелательных словосочетания (отрывок):

«Народы государств-участников Содружества Независимых Государств 9 мая 2010 года отмечают 65-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В небывалой по напряженности и жестокости войне многонациональный народ Советского Союза и его Вооруженные Силы отстояли свободу и независимость своего Отечества, избавили многие страны мира от фашистского порабощения. …Нам святы и дороги имена тех, кто пал смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны. …Поэтому мы призываем свято чтить память погибших за свободу и независимость своей Родины, проявлять постоянную заботу о сохранении и поддержании в надлежащем состоянии воинских захоронений, мемориальных комплексов, памятников и обелисков, а также могил партизан, подпольщиков и узников фашистских лагерей; активизировать поиск останков воинов и мирных граждан, павших в годы Великой Отечественной войны от рук фашистских захватчиков».

А на сайте «УзА» появился поистине революционный текст. В нем говорилось, что ветерана войны Косыма-ота Асанова, проживающего в городе Нукусе, навестили сотрудники городского хокимията, фонда «Нуроний» и отдела по делам обороны и вручили ему юбилейную медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» и подарок Президента – денежное вознаграждение.

Любопытно и другое обстоятельство. В этом году впервые перестали ретушировать ордена и медали ветеранов в местных газетах, на ТВ, и проправительственных веб-сайтах, во всяком случае, не делают этого так тотально. Так, Газета.uz шестого мая разместила фоторепортаж о чествовании ветеранов – и даже показала крупным планом советские военные награды! Впрочем, хотя фронтовиков и награждают медалью в честь Великой Отечественной войны, однако участниками Великой Отечественной их все равно не называют – они воевали, согласно местным СМИ, исключительно во «Вторую мировую». То есть, в этом контексте запрет по-прежнему продолжается.

Ветераны Ташкента

В заключение отметим две вещи. Все перечисленное происходит по той причине, что сегодня Россия и Узбекистан – это отдельные страны, а воспоминания о войне – это воспоминания о том времени, когда обе республики были частями единого союзного государства. А это, по мнению президента Каримова, чрезвычайно плохо, поскольку противоречит идеологии Независимости. И второе. Сегодня в Узбекистане проживает еще свыше 10 тысяч участников Великой Отечественной войны.

Омар Шарифов






  •  

    РЕКЛАМА

    РЕКЛАМА


    Loading...

    ЧИТАЙТЕ НАС В ФЕЙСБУКЕ!


    Для удобства читателей мы публикуем полные тексты всех материалов "Ферганы.Ру" в сети Facebook!

    Статистика, рейтинги



    Яндекс цитирования


    `