Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Ферганского журналиста преследуют за помощь художникам

Узбекистан: Ферганского журналиста преследуют за помощь художникам

Силовики преследуют журналиста Владимира Ахунова, уволенного из газеты «Ферганская правда», за опубликованное им в интернете видеообращение областного объединения художников к президенту Узбекистана. Помимо угроз и «предостережений» со стороны Ферганского управления службы национальной безопасности (УСНБ), Ахунову, по его словам, последовали звонки из городской прокуратуры, куда его приглашали «на беседу».

Давление со стороны силовиков, по мнению коллег Ахунова, обусловлено стремлением заставить замолчать журналиста, освещающего проблемы, в частности, положение ферганских художников, оставшихся без здания, которое несколько лет назад местные власти незаконно передали предпринимательнице Гульбахор Турдикуловой. Владимир Ахунов опубликовал видеообращения художников к президенту Узбекистана Исламу Каримову и его дочери на своей странице в социальных сетях и прокомментировал: «Нужны ли Вам художники?».

Обращение художников к президенту Узбекистана

В двух опубликованных видеороликах детально обрисовывается ситуация, в которой оказалось Ферганское областное объединение художников после захвата их здания, бездействие властей и правоохранительных органов, игнорирующих законы страны.

Ферганское областное объединение художников – одно из структурных подразделений Академии художеств Узбекистана - было создано более десяти лет назад указом президента. Эта общественная организация поднималась с большим трудом, без каких-либо существенных спонсорских вливаний, выживая лишь за счет членских взносов художников.

Обращение молодых художников к Гульнаре Каримовой

Сегодня художники вынуждены бороться за свое единственное здание, принадлежавшее им по закону и выстроенное еще в 1966 году на средства Союза художников СССР. Раньше там находились мастерские Художественного фонда, но местные власти по своему усмотрению передавшие здание частному предпринимателю, лишили областное объединение художников производственных площадей и единственного на всю Ферганскую долину выставочного зала.


Здание областного отделения Академии художеств

«Доставим в СНБ любым способом»

После публикации Ахуновым обращений художников реакция последовала незамедлительно – вместо того, чтобы разобраться, Ахунова сначала задним числом уволили из газеты «Ферганская правда», затем начались звонки из УСНБ от некоего Норматжона, куратора СМИ Ферганской области.

Журналист рассказал, что был знаком с этим Норматжоном и раньше: «Осенью прошлого года Ферганскую область посетил Джордж Крол, посол США в Узбекистане. В рамках визита были проведены встречи с местными журналистами, на которых я присутствовал и задавал разные неудобные для наших властей вопросы. Вскоре к нам в редакцию «Ферганской Правды» явился этот Норматжон и провел со мной беседу. Сказал, что если такие люди приезжают из-за рубежа, мол, извещайте нас о встречах с ними. Этот разговор был вполне культурный, он не угрожал мне, но получается, предложил сотрудничество. Я не отказался, но и согласия не давал. В дальнейшем у меня было много встреч, в том числе я ездил на Пресс-гапы в посольство США, но ни перед кем не отчитывался и ничего не сообщал об этом», - поведал журналист.

Видимо, куратора СМИ Ферганской области такое поведение журналиста не обрадовало, и в начале 2013 года в редакции «Ферганской Правды» Ахунова внезапно перевели на полставки, не объясняя причины. «После этого многие мои статьи в газете перестали публиковать, в том числе и лояльные по отношению к режиму. Но я все же продолжал работать, вплоть до 11 июля. В этот день я пришел за зарплатой. В кассе мне сообщили, что выданные деньги являются расчетом, и меня, оказывается, уволили. Я был очень удивлен и сразу же направился к редактору газеты Бахрому Абиджанову, который не принял меня, а коллеги конфиденциально сообщили мне, что был звонок из СНБ с требованием об увольнении».

13 июля утром Владимиру Ахунову на мобильный позвонил Норматжон. Разговор начался с простых приветствий, а затем плавно перешел к угрозам по поводу выложенного в интернете видеоролика.

«Он жестко сказал: «Ты выложил в социальной сети видеоролик, удали его. Приезжай к нам и привези оригинал с собой», - рассказывает журналист. - Я попросил его не угрожать мне. На что Норматжон ответил, что не угрожает, а только предупреждает меня. «Если ты не приедешь сейчас, я сделаю так, что тебя доставят сюда помимо твоей воли». После этого разговора я написал в твиттере Гульнаре Каримовой, что мне угрожают из СНБ».

На следующий день Норматжон позвонил журналисту снова и уже в более мягкой форме предложил встретиться. Ахунов ответил куратору СНБ, что не может этого сделать, так как опасается за свою безопасность. «Но он продолжал настаивать на встрече, мол, даже там, где я сам пожелаю. Я снова отказался, сославшись на то, что официальной повестки не получал. Я объяснил, что не хотел бы, чтобы меня вдруг подставили, подбросили наркотики, к примеру, и дали срок, как это часто бывает с неугодными режиму журналистами».

Примерно через неделю после разговора с Норматжоном, вечером 20 июля Ахунову снова позвонили, на этот раз уже от Кудратжона Алимова, следователя ферганской областной прокуратуры. «Алимов потребовал, чтобы я явился в прокуратуру для допроса, - рассказал журналист. - Сказал, что вызывает меня официально, но при этом спросил, по какому адресу я проживаю. Этот вопрос, а также отсутствие официальной повестки заставили меня усомниться в официальности приглашения».

Кудратжон Алимов уже беседовал с руководителем областного объединения художников Владимиром Пучковским и его заместителем Любовью Семизоровой, - в жесткой и категоричной форме он заявил художникам, что здание, где находится столярный цех предпринимательницы Турдикуловой, принадлежит хокимияту (городской администрации), и попросил «не умничать более по этому поводу».

Фабрикация очередного дела?

Укоренившаяся практика подобных вызовов «на беседы» существует в Узбекистане уже не первый год. Так, в январе 2010 года сразу нескольких известных независимых журналистов: Василия Маркова, Сида Янышева, Абдумалика Бобоева, Марину Козлову, Хуснитдина Кутбитдинова, Алексея Волосевича - вызвали по телефону без повесток вызваны к помощнику городского прокурора Ташкента Бахрому Нурматову.

«Беседы» кончились судом над корреспондентом «Голоса Америки» Абдумаликом Бобоевым, которого обвинили по трем статьям Уголовного кодекса Узбекистана: «Клевета», «Оскорбление», «Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку». 15 октября 2010 года Бобоева приговорили к штрафу в размере 400 минимальных зарплат, что в то время было эквивалентно примерно восьми тысячам долларов по рыночному курсу.

Двое журналистов: Марина Козлова и Хуснитдин Кутбитдинов - были вынуждены эмигрировать из страны.

Коллеги Ахунова опасаются, что в отношении него тоже может быть сфабриковано очередное дело. Самого журналиста, по его признанию, печалит тот факт, что прокуратура и СНБ, не пытаясь решить поднятую им проблему, стремятся заставить его замолчать. «Пока я не знаю, что будут предпринимать наши власти в отношении меня. Но судя по историям других журналистов, как Елена Бондарь, Абдумалик Бобоев и других, вероятней всего, меня попытаются сломить морально или даже физически», - сказал Ахунов.

Соб.инф.

Международное информационное агентство «Фергана»