Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кто стоит за партией "Хизб ут-Тахрир"?

24.05.2002 00:00 msk, Евгений Дежин

Начало антитеррористической операции в Афганистане странным образом совпало со всплеском религиозного экстремизма в Центрально-Азиатском регионе. Крайне неблагополучна в этом отношении, например, Ферганская долина, расположенная на территории Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Она, в частности, отличается крайней неоднородностью населения. Прочерченные же после Гражданской войны в России произвольные границы никак не учитывали веками складывавшиеся особенности расселения различных народов, что уже после распада Советского Союза послужило поводом для многочисленных кровавых событий.

Однако в основном Ферганскую долину населяют узбеки. По меньшей мере около миллиона их проживает в северной части Таджикистана и в Киргизии. Между тем именно среди узбеков отмечен в последнее время резкий рост сепаратистских настроений, которые особенно усилились после 1995 г., когда власти Узбекистана силовыми методами пресекли на корню деятельность различных экстремистских организаций в этой стране, и особенно выделяющуюся своей непримиримостью организацию Исламское движение Узбекистана.

В настоящий момент первую скрипку в радикальном движении в Средней Азии играет партия "Хизб ут-Тахрир", ставящая своей конечной целью создание на территории бывших советских среднеазиатских республик исламского халифата - государства под властью религиозных деятелей. Распространение идей, проповедуемых "Хизб ут-Тахрир", нашло благодатную почву среди наиболее неимущей части населения Ошской и Джалал-Абадской области Киргизии. Оно преимущественно состоит из узбеков, и поэтому многие (если не большинство) из них видят в партии защитницу своих интересов как национального меньшинства. Кроме того, обнищание и отсутствие каких-либо жизненных перспектив делает экстремистские идеи исламистов крайне популярными.

"Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (Исламская партия освобождения) - таково полное название этой суннитской религиозной партии, созданной в 1953 г. в Иерусалиме судьей апелляционного суда Такиуддином ан-Набхади. После его смерти в декабре 1977 г. амиром (лидером) "Хизб ут-Тахрир" стал палестинец Абдул Кадим Заллум, проживающий в Иордании.

В документах партии правительства мусульманских стран характеризуются как неисламские, а причиной всех сегодняшних проблем мусульманской уммы (общества) объявляется "отсутствие ислама в ее повседневной жизни", в том числе "отсутствие исламской системы правления". В связи с этим "Хизб ут-Тахрир" не исключает установления халифата в отдельном государстве, а затем постепенного его расширения. Для реализации последующих целей внешнюю политику государства должен определять джихад, чтобы вести дальнейшую борьбу за укрепление ислама и возвращение мусульманам отнятых у них законных прав. После установления "истинно исламской", то есть халифатской, формы правления на всем земном шаре исчезнут, по мнению "Хизб ут-Тахрир", такие понятия, как титульная нация и национальное меньшинство.

Однако на самом деле деятельность "Хизб ут-Тахрир" является источником угрозы безопасности для всех мусульман, поскольку, претендуя на высшую государственную власть, она раскалывает верующих на две противоборствующие стороны. Так, духовный лидер Кыргызстана Кирсамбай-ажы Абдурахманов считает, что "Партия освобождения" не имеет причин для пропаганды своих идей в Средней Азии, так как здесь живет исключительно мусульманское население и всем мусульманам предоставлена свобода вероисповедания. Призывы к джихаду за освобождение этой земли от "неверных" неуместны. Тем более что, по словам муфтия, "убивать людей во имя возрождения ислама и построения халифата - преступление".

Несмотря на противодействие силовых структур и осуждение общественностью действий "Хизб ут-Тахрир", она широко пропагандирует свои идеи, применяя все доступные способы, в первую очередь распространение листовок, чье массовое тиражирование налажено в Узбекистане, Таджикистане, а в последнее время и в Киргизии. Кроме печатной пропаганды, повсеместно используется работа по распространению идей этой партии через имамов мечетей. Так, за годы независимости только в Ошской области Киргизии появилось 700 новых мечетей, из которых 200 - нелегальных. В частности, по данным правоохранительных органов Киргизии, в настоящее время на юге страны насчитывается более двух тысяч членов "Хизб ут-Тахрир", хотя количество ее членов и сторонников определить трудно. Ряды этой экстремистской организации, по данным радиостанции "Дойче Велле", постоянно пополняются - в основном необразованными безработными молодыми людьми, проживающими в сельской местности.

Очевидно, что столь активная деятельность "Хизб ут-Тахрир" имеет под собой мощную финансовую подпитку, в ином случае столь масштабные мероприятия были бы просто невозможны. Вероятно, силовое воздействие на талибов в Афганистане побудило их руководителей переориентировать вектор своей активности на Среднюю Азию. Однако, учитывая то, что за созданием движения "Талибан" стояло в свое время ЦРУ с его поистине безграничными финансовыми возможностями, можно провести некоторые параллели нынешних событий с ситуацией десятилетней давности в Афганистане.

Ответ на главный вопрос - кому это выгодно? - напрашивается сам собой. Пусть в Средней Азии будут иметь место выступления религиозных фанатиков, даже под антиамериканскими лозунгами, пусть общество среднеазиатских стран окажется расколотым, зато у США есть весомый предлог остаться в этом стратегически важном регионе. Америка, фактически купив себе право находиться на этой территории неограниченное время, даже уже не в перспективе, а в настоящее время может держать под неусыпным контролем южные границы России, транспортировку энергоносителей из Средней Азии в КНР и даже влиять на националистические настроения в китайском Синьцзяне. И это только некоторые последствия американских действий в регионе. Так что события 11 сентября прошлого года и последовавшая за ними антитеррористическая операция в данном аспекте представляется не чем иным, как поводом для укрепления глобального доминирования Вашингтона.