В Душанбе проходит первая в Таджикистане выставка современного искусства
С 12 по 22 мая в Душанбе, на территории строящейся галереи художественного колледжа им. Алимова проходит первая в истории Таджикистана выставка современного искусства «Параллель». Об этом ИА "Фергана.Ру" рассказал только что вернувшийся в Ташкент известный в Узбекистане художник, писатель и кинорежиссер Вячеслав Ахунов, принимавший в организации выставки самое непосредственное участие.
Выставке предшествовал десятидневный семинар для молодых таджикистанских художников, организованный при финансовой поддержке Швейцарского бюро по развитию и сотрудничеству. Весь проект получил название «Стартёр», подразумевающее начало освоения таджикскими художниками пространства современного искусства.
С целью отбора для участия в семинаре талантливых, самобытных художников руководитель проекта, известный в Таджикистане художник Сабзори Шарипов вместе с не менее известным искусствоведом Ларисой Додоходжаевой объездили всю республику. В итоге из 120 человек, принявших участие в конкурсе, ими было отобрано 20.
Затем в горах под Душанбе, в ущелье Варзоб была арендована зона отдыха Министерства культуры и приглашены в качестве тренеров трое художников из соседних республик: Улан Джапаров из Кыргызстана, Эрбол Мельдибеков из Казахстана и Вячеслав Ахунов из Узбекистана. Приехавшие семинаристы были поделены между ними, после чего начался сам семинар, конечной целью которого было практическое осуществление привезенных семинаристами эскизов и сценариев их будущих проектов - инсталляций, перформансов и фильмов.
В итоге семинаристами было создано 7 видеофильмов и более 10 хэппенингов, инсталляций и перформансов. Все эти работы легли в основу выставки «Параллель». Выбор места ее проведения – недостроенное здание галереи при художественном колледже им. Алимова – был неслучаен.
«Это очень символично: новое искусство как бы вторгается в стены недостроенной галереи, - рассказывает Ахунов. – С другой стороны, эта стройка нам очень помогла, ведь мы могли свободно пользоваться стройматериалами - песком, бетоном, красками, забивать в стены гвозди без страха их испортить».
По его словам, успех выставки был ошеломительным, поскольку ничего подобного столица Таджикистана не видела. Выставка была хорошо разрекламирована – сразу по нескольким каналам местного ТВ был запущен рекламный ролик, специально отснятый в горах в рамках семинара, поэтому на ее открытие пришло много народу, включая местного министра культуры и работников президентского аппарата. То есть, чувствовалась большая заинтересованность современным искусством не только со стороны творческой интеллигентности, но и правительства республики.
«Это первая выставка современного искусства в Таджикистане. Раньше произведения современного искусства в этой стране создавались лишь эпизодически – стараниями немногих художников, но вот так, организованно, в едином комплексе работы сразу 20 художников были представлены впервые», - утверждает Ахунов.
Вячеслав Ахунов с удовольствием выделил несколько работ с выставки: «Первое, с чем сталкивались посетители, была акция против наркотиков. Четыре молодых человека были одеты во все черное, на их головы при этом были надеты черные чулки с прорезями для глаз, а поперек груди – патронташи со шприцами вместо пуль. В руках у них были визитки, которые раздавались посетителям, с надписью: «Если хочешь, чтоб тебя похоронили, прими дозу!»
Также запомнилась еще одна акция – «Время собирания камней». После официального открытия выставки мы открыли ворота внутреннего двора, и зрители увидели массу камней, разбросанных по всему двору галереи. Затем всем присутствующим было предложено собирать эти камни в одну кучу. Это было очень символично: после продолжительной гражданской войны люди, наконец, обрели спокойствие, и началась нормальная жизнь».
Напоследок Ахунов отметил, что на фоне Таджикистана, у него на родине, в Узбекистане, современное искусство далеко не в чести. К примеру, недавно в Ташкенте вслед за закрытием возглавляемого Ахуновым "Центра Нового Искусства "Визуально-Пластическая Антропология" исчез и Центр современного искусства, расположенный в одном здании с Домом фотографии – с его фасада была удалена соответствующая табличка.