Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Строительство политкорректной пирамиды, или Отдельные кадры с саммитов в Душанбе

08.10.2007 09:52 msk, В.Дубовицкий (Душанбе)

Политика Таджикистан
Строительство политкорректной пирамиды, или Отдельные кадры с саммитов в Душанбе

Накануне проведения в столице Таджикистана трех саммитов – СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ, - на одной из транспортных развязок Душанбе была установлена огромная конструкция с двенадцатью флагами стран-членов Содружества независимых государств. Цветистая пирамида хорошо просматривается из окон проезжающих мимо автомобилей или троллейбусов, и в ее многокрасочности не сразу можно понять, что отличает ее от тех же флагов на сотнях баннеров, которые были растянуты на душанбинских улицах в эти дни. Оказывается - порядок расположения полотнищ: если на «политкорректных» баннерах флаги государств расположились в строго алфавитном порядке, то художественная конструкция дала возможность ее устроителям выразить союзнические пристрастия. Внимательный зритель с удивлением замечает, что на вершине пирамидальной конструкции рядом с таджикским триколором из «первоалфавитных» собратьев по СНГ оказалась только Армения, а еще - Россия, Белоруссия и Казахстан. Зато красные кресты на белом грузинском полотнище, а также узбекский и молдавский флаги расположились у самого «подножия». Что ж, приоритеты расставлены вполне ясно.

Фундамент для конструкции

Многочисленным упражнениям отечественных и зарубежных острословов, которые расценивают существующую политическую конструкцию СНГ как «чемодан без ручки», «союз нищих и голодных» и тому подобное, приходит, похоже, конец: у организации появляется гораздо более строгая, даже аскетическая структура. Ей, по словам президента Таджикистана Эмомали Рахмона, наконец, «удалось избежать провозглашения амбициозных целей, которые оставались лишь на бумаге». Самое реальное проявление этого - создание на нынешнем саммите СНГ Таможенного союза в составе России, Белоруссии и Казахстана с правом присоединения к нему всех желающих иметь открытые для торговли границы и единые пошлины либо их отсутствие. И еще одно новшество: для руководства Таможенным союзом впервые за шестнадцать лет политически независимого существования СНГ создается наднациональный орган.

В связи с этим не могу не порадоваться и за русский язык: наконец-то я услышал употребление в качестве определения к замыслам и планам слова «амбициозный» в том смысле, о котором мне говорили еще в школе, - «обостренное самолюбие, спесь, чванство». Характерно, что это прозвучало в Год русского языка в мире из уст президента Таджикистана, в России же до сих пор «амбициозные планы и задачи» воспринимаются как нечто положительное.

Несомненно положительным шагом в развитии Содружества стал документ «О согласованной миграционной политике стран СНГ». Уже много говорилось о том, что за последние пять-шесть лет масштабы миграции в странах Содружества кардинально изменились в сторону резкого увеличения потока мигрантов, прежде всего, в Россию и Казахстан. Таким образом, новое «великое переселение народов» фактически продолжает те геополитические процессы, что были запущены даже не в СССР, а еще в Российской империи. Сейчас, по словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, «создается банк данных по мигрантам в рамках СНГ, что позволит избежать многих конфликтных ситуаций».

Для Таджикистана, чей поток трудовых мигрантов в Россию уступает только украинскому, эти решения глав государств СНГ как нельзя более актуальны: по неофициальным данным, полтора миллиона таджикских мигрантов обеспечивают существование своим женам, детям и родителям, оставшимся на родине. Необходимо только решать этот вопрос в тесной привязке к факту формирования в России, Казахстане и Киргизии все более многочисленных таджикских диаспор, то есть – уделять достаточно внимания проблеме интеграции своих соотечественников в общество страны проживания.

Вместе с тем, «за скобками» экономических договоренностей пока остается злободневный для девяноста процентов населения Таджикистана вопрос о ценах на муку, резко подскочивших месяц назад с 75 до 120-125 сомони (примерно $40) за мешок. На Памире стоимость мешка достигает уже 150 сомони, а ведь такое количество муки - всего лишь недельная норма на семью из семи-восьми человек. Пшеничная мука поступает в Таджикистан, в основном, из Казахстана, поэтому решение данного вопроса нашими соседями по региону и собратьями по всем трем организациям, проведшим в Душанбе свои саммиты, весьма актуально.

Сектора обстрела для фортеции

Во все времена вопрос «Против кого дружим?» был самым актуальным для любого военно-политического союза. В Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в качестве такого объекта дружбы могут со всей определенностью назвать только «международный терроризм», который, по сути, является не врагом, а лишь инструментом военной и психологической войны.

Примечательно, что к моменту проведения саммита глав государств-членов ОДКБ - 6 октября - из повестки дня неожиданно исчез вопрос «О деятельности ОДКБ на афганском направлении». Мои попытки выяснить причину данного факта в секретариате организации привели лишь к невнятному объяснению, что данная тема, вероятно, будет обсуждена «в узком составе». На тот же мой вопрос генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа ответил, что организация рассматривает лишь вопросы постконфликтного восстановления Афганистана, исходя из его нынешнего состояния. При этом он подчеркнул, что ни о каком прямом военном вмешательстве со стороны ОДКБ, даже в случае ухода американцев и их союзников из страны, речи быть не может. Н.Бордюжа сообщил, что на «уровне экспертов организации прорабатываются любые ситуации, которые могут возникнуть в стране в случае исхода оттуда вооруженных сил Запада». Стоит отметить, что для Таджикистана вполне вероятный исход американцев из соседнего Афганистана после прихода в Белый дом демократов в ноябре следующего года, сулит много перемен и немало опасностей из-за неминуемого распада страны, которую уже шесть лет безуспешно пытаются «склеить» США.

Кстати, об «активизации наших усилий на афганском направлении» упомянул на заключительной пресс-конференции и президент Таджикистана Эмомали Рахмон.

В этом плане весьма актуально прозвучал другой вопрос повестки дня «военной» части саммита: «План переоснащения (оснащения) Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-азиатского региона коллективной безопасности современными образцами вооружения, военной техники и специальными средствами».

«Основная цель - облегчить перевооружение Коллективных сил одинаковыми или идентичными образцами военной техники и вооружения российского производства, для чего новейшие образцы предлагаются членам организации по льготным ценам,- пояснил информагентству «Фергана.Ру» суть вопроса первый заместитель начальника объединенного штаба ОДКБ, генерал-полковник Иван Бабичев. - Подобный шаг существенно облегчит выполнение всех задач в рамках Организации - у техники всех армий стран-участников будут одни и те же тактико-технические данные, одни сроки эксплуатации, ремонтного обслуживания, упростится обучение технического персонала и экипажей». При этом Иван Ильич подчеркнул, что каждая страна-участник Организации свободна в своем выборе закупки военной техники. Российская сторона лишь предоставляет такие возможности буквально для всех родов войск и видов вооруженных сил, включенных в состав этого уникального международного соединения.

Судя по всему, ОДКБ добросовестно выполняет свои многообразные функции, символично выраженные в его эмблеме - «фортеции», значке военных топографических карт XVIII-начала XIX веков, представляющем собой четыре равнонаправленные стрелки. В эмблеме ОДКБ знак фортеции помещен в обрамление из оливковых и дубовых ветвей: первые символизируют славу, вторые - воинскую доблесть. Одновременно острые кончики всех четырех стрелок чуть-чуть выходят за пределы растительного орнамента. Предупреждение гипотетическим врагам, против которых ОДКБ дружит?

Об авторе: Виктор Дубовицкий - доктор исторических наук, эксперт ИА «Фергана.Ру», Душанбе, Таджикистан.