Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Петр Своик: «Нужна переориентация деятельности правительства Казахстана на внутреннее развитие»

09.01.2007 11:48 msk, Записала Феруза Джани

Казахстан Интервью

Отставку правительства Казахстана во главе с премьер-министром Даниалом Ахметовым комментируют эксперты из Казахстана.

На вопросы ИА «Фергана.Ру» отвечает политолог Петр Своик.

Фергана.Ру: - Петр Владимирович, прокомментируйте, пожалуйста, вчерашнюю отставку правительства Казахстана.

Петр Своик. Фото Фергана.Ру
Петр Своик - оппозиционер, член попечительского совета фонда «Гражданское общество», председатель Алма-Атинской общественной антимонопольной комиссии. Фото ИА «Фергана.Ру» (2005 год)
Петр Своик: - Следует комментировать не причины этой отставки, а причины того, почему она очень сильно затянулась. Этому правительству полагалось бы уйти в отставку еще в начале прошлого года. Причина того, почему оно проработало лишний год, тоже понятна и заключается в некой тупиковости как экономической, так и политической ситуации в Казахстане.

Дело в том, что все последние годы экономика Казахстана наращивала ВВП за счет экспортно-сырьевого сектора. Причем даже не столько за счет наращивания физических объемов экспорта нефти и металлов, сколько за счет роста цен на нефть и на металлы на мировых биржах. Все остальное, если честно сказать, стагнировало. И правительство Ахметова, которое действовало, если не ошибаюсь, с 1998 года, просто присутствовало при такой экономике. Пообещав хоть что-то в ней исправить, оно провозгласило программу инновационной модернизации, словом «кластер» постоянно оперировало, но никакой модернизации, никаких кластеров на самом деле не появилось. Правительство Ахметова практически решало политическую задачу. Оно держало экономическую и политическую ситуацию под очередные выборы президента Назарбаева. И в общем-то, эту свою задачу оно выполнило и конкретно Даниал Ахметов выработал все, что мог, к моменту переизбрания Назарбаева (в 91 проценте проголосовавших за действующего президента большая доля Данияла Ахметова, между нами говоря). Почему его тогда немедленно не отстранили? Да только потому, что никого более работоспособного даже не в кадровом смысле, а, скажем так, в программном смысле в команде Назарбаева просто не было.

Очень характерная ситуация: когда прошли торжества после перевыборов Назарбаева, в конце января состоялась инаугурация, после этого переназначили фактически старое (тире – новое) правительство Ахметова. Тогда же Назарбаев выступил с ежегодным посланием народу Казахстана, и 95 процентов содержания этого послания были посвящены новой экономической стратегии. Там подчеркнуто-демонстративно не были упомянуты «все фишки» правительства Ахметова, которыми оно забавлялось в прошедшие три года, и было произнесено очень много всяких разных необычных слов, таких, которые явно вышли не из-под пера команды Ахметова, а откуда-то со стороны. К примеру, знаменитое «вхождение в число пятидесяти наиболее конкурентноспособных стран», всякие-разные предпринимательские корпорации, идея о том, что Казахстан должен вкладывать свои деньги в некие прорывные технологии на других концах света, - все это, я бы сказал, экзотические вещи. Они были провозглашены президентом как новые задачи этого же старого правительства в начале прошлого года.

Ну и что показал этот прошлый год? Он показал, что и старые фишки Ахметова как не работали, так и не работают, и все эти новые провозглашения оказались тоже неработающими. Что такое, к примеру, «социально-предпринимательские корпорации»? Все это осталось на бумаге, в жизни этого нет. Кластеров по-прежнему нет, с инфляцией правительство борется с чрезвычайным трудом и официальную инфляцию просто занижают только для того, чтобы «вписаться» [в прогнозы]. Ну, а что касается вот этой самой «пятидесятки», куда Казахстан стремится попасть, то тут ситуация просто даже скандальная. По итогам 2006 года Казахстан продвинулся в рейтинге не вперед, а назад. То есть – год прошел впустую. Дольше тянуть просто было нельзя. И вот это правительство, которое целый год заслуживало отставку, наконец-то ушло.

Фергана.Ру: - А что вы скажете по поводу Карима Масимова?

Петр Своик: - С Масимовым ситуация тоже непонятная. Те новшества, которые прозвучали в программе правительства и которые были озвучены президентом как задачи правительства в начале прошлого года, можно приписать Масимову если не как личное творчество, то, во всяком случае, как нечто такое, что попало в правительство вместе с ним. Ведь это были не ахметовские записи, а записи, скажем так, масимовской стороны. А сам Масимов был назначен единственным в правительстве, я подчеркиваю - единственным вице-премьером, заместителем Ахметова. Причем сам президент с самого начала так расставил акценты, что было очевидно: Масимов – это замена Ахметову. Премьеру было оставлено оперативное руководство, текучка, а за Масимовым была закреплена вся стратегия. То есть фактически Масимов, будучи формально заместителем Ахметова, получил у Назарбаева мандат на руководство правительством.

И вот прошел год. Где Масимов? В течение всего года Масимова было не видно и не слышно. Он придумал эти «фишки» с социально-предпринимательскими корпорациями, с «пятидесяткой» и все остальное, что было записано в программе. Либо какие-то его люди. Но это не реализовано ни Масимовым, ни в его отсутствие. Просто никак не реализовано. И мне представляется, что сейчас в любом случае, кто бы не возглавил новое правительство, здесь [возник] концептуальный тупик: старое уже отработано, ничего нового ни в кадровом, ни в идеологическом плане у Назарбаева нет.

Фергана.Ру: - А есть ли альтернатива Масимову?

Петр Своик: - Я думаю, что речь идет сейчас об альтернативах не в кадровом смысле (в нем всегда есть альтернатива). Речь идет о том, что Казахстан объективно подошел к необходимости решения уже внутренних инфраструктурных вопросов. ВВП наращивается только за счет роста цен на нефть, а вопросы инфраструктуры остаются в загоне. В частности, энергетика, привожу ее в качестве характерного примера. Она пятнадцать лет жила на старом советском запасе, а за все годы суверенитета вообще ничего не построено, можете себе представить? Ни новые линии электропередач, ни новые мощности. За исключением двух энергоблоков в Астане, построенных на бюджетные деньги, по Казахстану в энергетике ничего не сделано. А оборудование за эти годы катастрофически устарело. Сейчас эти нагрузки уже подходят к семидесяти пяти процентам от уровня советского времени. Так вот это уже предел. Нужны очень серьезные инвестиционные и законодательные решения в сфере энергетики. А правительство совершенно в растерянности стоит перед этой проблемой.

То же самое с жильем: приватизировали квартиры еще в 1995 году, все коммунальные платежи перевели на самоокупаемость. А вопрос инфраструктуры жилищно-коммунальной – ремонта жилья, модернизации, ремонта и модернизации всей коммунальной энергетики, ТЭЦ, котельных, тепловых сетей, линий электропередач и т.д., - это вообще ничего не решается. Между тем, все это вышло сейчас на предельную остроту. А правительство просто не знает, что делать. И если вы меня спросите, а есть ли в правительстве тот, кто мог бы как бы по-новому решать эти вопросы, то я, честно сказать, в большом затруднении. В команде Назарбаева, по моему пониманию, таких людей нет.

Фергана.Ру: - И каков Ваш прогноз развития ситуации?

Даниал Ахметов
Даниал Ахметов.

Родился в 1954 году. Окончил Павлодарский индустриальный институт, инженер-строитель. Доктор экономических наук. Работа "Региональные особенности обеспечения устойчивого социально-экономического развития в Казахстане". Москва, 2003 год.

Трудовую деятельность начал на стройке мастером, затем работал старшим прорабом, на руководящей работе в тресте "Экибастузшахтострой", заместителем председателя Экибастузского горисполкома, управляющим трестом "Экибастузэнергожилпромстрой".

С 1992 года - глава Экибастузской городской администрации, затем Павлодарской областной администрации.

В 1995 году назначен акимом Павлодарской области.

С 1997 по 1999 гг. - аким Северо-Казахстанской области.

С октября 1999 по ноябрь 2001 года - заместитель, первый заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан, затем до июня 2003 года - аким Павлодарской области.

С июня 2003 года - Премьер-Министр Республики Казахстан.

Женат, имеет двоих детей.

Петр Своик: - Ситуация будет развиваться совершенно так же, как сейчас. То есть будет, как говорится, «пиариться». Идут гигантские валютные деньги за счет продажи сырья, но это будет продолжаться до тех пор, пока сырье будет дорожать. Когда это кончится, страна окажется в серьезном кризисе. Даже если отбросить политику, а просто говорить об идеологии экономического развития страны, об экономической стратегии, то тут - концептуальный тупик. И он уже не первый год. Фактически в этом тупике топтался господин Ахметов со своими министрами, и наверняка будет топтаться любой следующий назначенец.

Фергана.Ру: - Каковы Ваши взгляды как оппозиционера?

Петр Своик: - Если брать политическую часть, то в Казахстане назрела и переназрела а) парламентская реформа, б) создание реально работающего местного самоуправления. Что касается собственно экономики. Плохо не то, что Казахстан интенсивно продает сырье, это как раз, может быть, даже и хорошо. Но очень плохо то, что эта продажа – внешне ориентирована. То есть даже правительство Казахстана, его основные бизнес-структуры по своим интересам они внешние, а не внутренние. Сырьевые деньги из страны вымываются, если что-то и остается, то только для непроизводительных трат и непроизводительного замораживания престижных и амбициозных, но непроизводительных объектов. Инфраструктура, социальные вопросы, развитие социального производства, – эти вопросы фактически не решаются. Конечно, и у этих проблем на самом деле политическая подоплека. Но если убрать политику, а говорить только об экономике, то нужна кардинальная переориентация деятельности правительства на внутреннее развитие в противовес такой интенсивной продажи сырья и отмывания сырьевой выручки за границу.

* * *

На вопросы ИА «Фергана.Ру» отвечает Андрей Хан - главный редактор независимого общественно-политического журнала «Правила игры» и главред телепередачи «Правила игры», посвященной проблемам политической и экономической модернизации Казахстана.

Андрей Хан: - Отставку правительства ждали еще в прошлом году, и ждали небезосновательно, хотя вроде бы и показатели, и работа правительства в целом была признаны успешными. Наконец это случилось, и как всегда, неожиданно, в начале года.

Даниал Ахметов – это премьер, который побил рекорды по длительности нахождения на этой должности за последний период. Это было связано во многом с тем, что в целом в Казахстане была очень благоприятная ситуация для развития, были очень стабильные и высокие цены на нефть и другие сырьевые ресурсы. Но дело в том, что все это время Казахстан развивался в тепличных условиях, а теперь встала острая необходимость того, чтобы повысить конкурентоспособность самого государства, а также - эффективность управления, которая стала давать сбой: то там, то здесь появлялись различные проблемы, социальные конфликты, коррупционные скандалы. И в силу этого на повестке дня настоятельно стояла потребность в изменении курса на более эффективное государство и более эффективную экономику.

То, что сейчас заколебались цены на нефть и пошли первые сигналы того, что угрозы могут быть не такими далекими, какими они виделись раньше, я думаю, вызвало во власти некое беспокойство - вплоть до того, чтобы что-то начать менять. В данный момент подходит к концу работа госкомиссии, намечается принятие пакета основных направлений политических реформ. Здесь тоже очень много пока неясных моментов, так что в каком объеме и в каком виде все это будет принято - неизвестно. Но то, что это будет принято, не вызывает сомнений. Что-то обязательно будет принято в рамках отсрочки по ОБСЕ (речь о посте председателя этой организации), что-то будет в рамках необходимых намеченных мероприятий по дальнейшему расширению полномочий парламента, представительных органов, самоуправления, агрокомиссии, выборов в законодательство. В общем, намечается что-то достаточно серьезное, и поэтому необходимо вносить корректировки и в управление страной. Это то, что касается отставки Данияла Ахметова.

У нас тут ходят версии по поводу того, кто бы мог его заменить. Основная версия – Карим Масимов. И очень многие склонны думать, что премьером будет именно он. Но не менее равноценной версией также является кандидатура Адильбека Джаксыбекова, нынешнего руководителя администрации президента. Все зависит от того, что намечено провести в 2007-2008 годах в Казахстане. В пользу Карима Масимова говорит то, что он - один из авторов стратегии вхождения Казахстана в пятидесятку наиболее конкурентоспособных стран. Также в последнее время он занимался административной реформой и, будучи ее автором, неплохо было бы, если бы он оказался и ее исполнителем. И если эта реформа по-настоящему замысливается, как крупномасштабное повышение эффективности управления страной, она должна быть очень серьезной, и для этого нужны полномочия и ранг руководителя правительства – не менее.

Все может случиться неожиданно, парламент может быть поставлен перед фактом и ему нужно будет быстро отреагировать. И чем неожиданнее будет предложение, тем легче пройдет кандидатура премьера.

Фергана.Ру: - А насколько кардинально изменится состав Кабинета министров?

Андрей Хан: - - Это самый интригующий вопрос. И дело даже не в кандидатуре премьера, а в том, будет ли какая-то радикальная замена ключевых фигур в правительстве? Я скептично отношусь к тому, что вообще что-то будет меняться радикально, потому что принцип преемственности, поэтапности, постепенности будет стоять в центре всех этих мероприятий. А что касается ключевых фигур, я думаю, их расстановка сразу покажет, будет что-то серьезное происходить или нет. Хотелось бы, конечно, перемен довольно обширного характера, потому что везде, по всем направлениям государство нужно серьезно реформировать. Однако радикальные перемены в правительстве вряд ли произойдут. Хотя для нас «радикально» – это где-то уже пятьдесят процентов.