11 november 2024




Новости Центральной Азии

Источник в ГУИН Таджикистана сообщил о пытках политзаключенных перед конференцией ОБСЕ

Аёмиддин Сатторов. Кадр из фильма «Возвращение из ада»
Последние несколько дней от политзаключенных в колониях и тюрьмах Таджикистана пытками добиваются критики запрещенной в республике оппозиционной Партии исламского возрождения (ПИВТ) и публичных осуждений оппозиционной деятельности. Об этом сообщил со ссылкой на источник в Главном управлении исполнения наказаний (ГУИН) Министерства юстиции таджикский оппозиционный блогер Вайсиддин Одинаев на своей странице в Facebook.

Новая кампания пыток, по данным блогера, нацелена на выбивание от политзаключенных «заявлений с осуждением своей политической деятельности, очернением ПИВТ, раскаянием перед народом и призывом к населению отказаться от поддержки этой оппозиционной партии».

Источник сказал, что волна пыток связана с ежегодным Совещанием по человеческому измерению Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, которая пройдет в сентябре в Варшаве. «Власти пытаются добиться от политических узников публичного раскаяния и заставить их последовать примеру престарелого Аёмиддина Сатторова», — предупредил оппозиционный блогер.

Речь идет об известном в республике мулле Аёмиддине Сатторове, которого называют одним из основателей ПИВТ. В вышедшем в 2018 году в Таджикистане документальном пропагандистском фильме «Возвращение из ада» («Бозгашт аз ҷаҳаннам») Сатторов отрекся от партии, поскольку, по его словам, нынешнее руководство «растоптало устав», которым она руководствовалась, и попала под влияние Ирана. Эти заявления муллы были интерпретированы как результат давления.

До него с подобными разоблачениями выступал священнослужитель Саид Киёмиддин Гози, приговоренный в мае таджикистанским судом к 25 годам заключения, который заявил, что ПИВТ спонсируется Ираном.

Политзаключенных, по утверждению источника в ГУИН, вынуждают делать перед видеокамерой подобные признания, а тех, кто отказывается, подвергают пыткам и оскорбляют. Гражданский комитет по спасению политических заложников и узников в Таджикистане призвал международные правозащитные организации и посольства демократических стран в республике сделать все от них зависящее для прекращения этого произвола. Комитет полагает, что для расследования нужна международная комиссия, которая проверит состояние диссидентов и соблюдение их прав в местах заключения. Если пытки продолжатся, комитет пригрозил властям Таджикистана провести широкую кампании в защиту политзаключенных.

В 2017 году из-за участия в совещании ОБСЕ членов ПИВТ, объявленной в республике террористической и экстремистской, и лично ее лидера Мухиддина Кабири власти Таджикистана подняли вопрос о прекращении деятельности миссии ОБСЕ в Таджикистане. Когда члены ПИВТ появились на совещании, делегация Таджикистана покинула зал заседаний, заявив, что «допуск преступных элементов» к ежегодным совещаниям БДИПЧ/ОБСЕ подрывает имидж этой организации.

Cпецслужбы Таджикистана регулярно публикуют материалы, в которых обвиняют Иран в подрывной деятельности против действующей таджикистанской власти и оказании помощи запрещенной ПИВТ. В августе 2017 года, например, в телепрограмме, подготовленной МВД республики, рассказывалось, что Иран якобы финансировал убийства экс-спикера парламента Сафарали Кенджаева, известного журналиста Отахона Латифи, ученых Мухаммада Осими, Юсуфа Исхаки, Минходжа Гулямова, политика Карима Юлдашева, известного писателя Сайфа Рахима, бывшего муфтия Фатхуллохона и около двадцати офицеров российской 201-ой мотострелковой дивизии в Таджикистане. В 2018 году МВД Таджикистана приписало ПИВТ нападение на иностранных туристов в Хатлонской области, утверждая, что организатор и заказчик теракта были членами этой партии и обучались диверсиям в Иране. С опровержением этого заявлениявыступили не только глава ПИВТ Мухиддин Кабири, но и иранский МИД, заявивший, что на территории страны нет диверсионных баз.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА