26 april 2024




Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Верховный суд исполнил решение комитета ООН по делу убитого милиционерами Ташкенбая Мойдунова

Верховный суд Кыргызстана исполнил решение Комитета ООН по правам человека, постановив выплатить семье скончавшегося в 2004 году в изоляторе временного содержания РОВД Базар-Коргонского района Джалал-Абадской области Ташкенбая Мойдунова. Как сообщает 13 января «Азаттык» (киргизская служба Радио Свобода), семья получит 200 тысяч сомов ($2877).


Ташкенбай Мойдунов вместе с родственниками. Фото с сайта Kloop.kg

«Иск брата Мойдунова Первомайский суд рассмотрел 29 апреля 2015 года. Тогда было вынесено решение о выплате родственникам покойного 500 тысяч сомов. Было подано ходатайство в вышестоящую инстанцию. Бишкекский городской суд изменил решение, снизив сумму компенсации до 200 тысяч сомов. Верховный суд оставил в силе этот приговор. Согласно его решению ответчиком определен Минфин», - рассказала «Азаттыку» пресс-секретарь Верховного суда Киргизии Айнура Токтошева.

Дело Ташкенбая Мойдунова - единственный случай, когда правозащитникам Кыргызстана удалось добиться реакции государства на решение Комитета ООН по правам человека, отмечает «24.kg».

По данным веб-сайта, 24 октября 2004 года сотрудники Базар-Коргонского РОВД задержали Ташкенбая Мойдунова и его жену «за нарушение общественного порядка» во время семейной ссоры на улице. Милиционеры стали добиваться письменного заявления жены против мужа. Мойдунова хотели обвинить в хулиганстве и выбить у него признания. После допроса, длившегося один час, задержанный скончался. Врач скорой помощи, которая осмотрела место происшествия, в показаниях от 18 ноября 2004 года заявила, что на шее Мойдунова «не было следов веревки, но были красные следы от пальцев».

На вскрытии Мойдунова присутствовали официальные лица и его брат Осконбай Жумабаев. По его словам, на правом боку Ташкенбая был большой кровоподтёк. Правое ухо было синим, внутренняя сторона нижней губы разбита. Имевшиеся при Мойдунове 36 тысяч сомов пропали.

Родственники Мойдунова написали заявление на действия базаркоргонских милиционеров. Им удалось добиться возбуждения уголовного дела лишь в отношении одного из сотрудников милиции - по статье «Халатность», но он отделался штрафом. В поисках справедливости близкие Мойдунова обратились в Комитет ООН по правам человека, который пришёл к выводу, что Мойдунов был убит в РОВД Базар-Коргона, и определил, что Кыргызстан нарушил право Мойдунова на жизнь, защиту от пыток и право на эффективные средства правовой защиты. Он призвал Кыргызстан провести расследование, привлечь виновных к ответственности и возместить ущерб.

Адвокат Нурбек Токтакунов, который защищал интересы близких Мойдунова и способствовал доведению дела до Комитета ООН по правам человека, назвал решение Верховного суда прецедентом. Он напомнил, что права родственников Мойдунова защищал журналист и правозащитник Азимжан Аскаров, осуждённый в 2011 году на пожизненное заключение. В апреле 2016 года Комитет ООН по правам человека постановил, что Кыргызстан должен немедленно освободить Аскарова, аннулировать приговор и обеспечить ему полное возмещение ущерба. Однако вместо этого власти Кыргызстана в июле 2016 года решили провести повторные слушания по делу Аскарова. Оглашение приговора ожидается 17 января.

«Виновником смерти Мойдунова является лжесвидетель по делу Аскарова - участковый Мантыбаев», - сообщил Токтакунов «Фергане». Отвечая на вопрос, можно ли надеяться, что при рассмотрении подобных дел суды Кыргызстана будут принимать во внимание это решение, Токтакунов ответил: «Если происходит то, что раньше не происходило, то в дальнейшем судьям намного проще принимать такое же решение, потому что в континентальной системе есть понятие «обобщение судебной практики».

Бывший судья Конституционной палаты Верховного суда Клара Сооронкулова заявила, что решение суда по Мойдунову имеет большое значение: «До внесения изменений в Конституцию в ней была статья о том, что государство для исполнения решений ООН должно применять правовые механизмы. Исходя из этого, многие законы были приведены в соответствие с Конституцией. Теперь этой статьи нет. Однако на законном уровне эти требования будут исполняться. Но сохраняется угроза изменения и этих законов».

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА